MapMakers - Менеджеры на грани нервного срыва. Как не перейти эту черту от 17.07.2024

Новости

Менеджеры на грани нервного срыва. Как не перейти эту черту

Изучая групповое поведение бабуинов, известный нейробиолог Роберт Сапольски обнаружил обратно пропорциональную связь между уровнем стресса и местом особи в иерархии. В крови вожака стаи гораздо меньше гормонов стресса, чем у бабуинов в подчиненном положении. Кажется, что в человеческой популяции дело обстоит несколько иначе: руководители компании не только доминируют в иерархии, но и несут ответственность за бизнес, результаты, команду.

Все мы живые существа и подвержены сильным эмоциональным переживаниям. Но справляемся со стрессом и выгоранием по-разному. Не все способы реагирования и адаптации оказываются продуктивными. Иногда наше поведение только усугубляет проблему и создает долгосрочные риски для взаимодействия, результативности и карьеры. Понимать свои способы реагирования на стресс — это одна из возможностей сохранять контроль над происходящим.

Базовые реакции на стресс у всех на слуху: бей, беги, замри. Система оценки Hogan Assessments предлагает развернутую номенклатуру стрессовых откликов в каждой из этих категорий. Hogan называет такие реакции «дирейлерами», от английского глагола «to derail» — терять управление, сходить с рельсов. Это то, что происходит с нами в условиях стресса, давления, высокой нагрузки и переутомления — нам не хватает ресурса внимания и силы воли, чтобы взвешенно оценивать происходящее и эффективно управлять своим поведением. В результате нас «заносит».

Стресс высшего звена

Стресс, который испытывает руководитель, обычно разрастается за счет того, что проживается коллективно. Быстро выходит за пределы самого руководителя, находящегося под напряжением, распространяется на команду и, если стресс длится достаточно долго, начинает эрозировать рабочий процесс и корпоративную культуру.

Оценив сотни руководителей высшего звена с помощью инструментов Hogan Assessments, мы сформировали в том числе представление о наиболее распространенных способах реагирования на стресс среди топ-менеджеров крупных российских компаний. Делимся этим рейтингом и рекомендациями по преодолению связанных негативных эффектов.

Первое место. Замкнутость, отстраненность, холодность (Hogan: Reserved)

Это наиболее распространенный среди российских руководителей способ реагирования на стресс и угрозу. Со стороны такое поведение может выглядеть как высокая степень самообладания, но по сути говорит о сложностях с выстраиванием эмоционального контакта и умением принимать помощь и полагаться на других при решении проблем. Под руководством такого менеджера команда тратит много сил, чтобы привлечь его внимание, выстроить продуктивный контакт, понять, что происходит и как себя правильно вести.

Как снизить негативный эффект: 

1. Продолжайте сохранять самообладание и рассудительность перед лицом трудностей, помогайте другим не впадать в панику и действовать конструктивно.

2. Перестаньте уходить в себя, выпадать из контакта и игнорировать переживания и трудности окружающих; ваша холодность и прямолинейность могут ранить и обескураживать других.

3. Начните интересоваться тем, как окружающие воспринимают вас и интерпретируют ваши слова и поступки (некоторые из которых вам, возможно, понадобится разъяснять другим).

4. Поддержите себя возможностью иногда поработать в одиночестве или со своим ближайшим окружением, сосредоточиться на работе с данными и самостоятельном продумывании решений.

Второе место. Эксцентричность, непредсказуемость, непоследовательность (Hogan: Imaginative)

Такой руководитель бывает слишком захвачен своими идеями и убежден в своей правоте, чтобы как следует продумывать решения и проверять гипотезы. Это мешает сохранять контакт с реальностью, продавать свои идеи окружающим, быть последовательным и доводить инициативы до реализации. Команде бывает непросто синхронизироваться с планами и намерениями такого руководителя и понять их суть — а то и просто воспринимать своего руководителя всерьез.

Как снизить негативный эффект:

1. Продолжайте предлагать свежие идеи и нестандартные решения для повседневных задач и развития бизнеса.

2. Перестаньте торопиться с оценками и решениями до того, как разобрались в проблеме, и не суетитесь при ее решении; выбирайте подходящую форму для коммуникации своих идей и предложений — не всем они очевидны так же, как вам самому.

3. Начните проверять практичность и понятность своих идей в обсуждении с доверенными коллегами или с ментором до того, как выносить свои идеи на публику; всерьез продумывайте способы и ресурсы для реализации идей — помните, что «цель без плана — это просто мечта».

4. Поддержите себя возможностью отвлечься, расслабиться, помечтать: отправьтесь на прогулку или на выставку, спланируйте отпуск, поиграйте с детьми, почитайте книгу, приготовьте что-нибудь необычное на ужин, сочините сказку или песню.

Третье место. Недоверчивость, мнительность, предвзятость (Hogan: Skeptical)

Труднее всего доверять другим и сотрудничать друг с другом в условиях давления и стресса. Перед лицом угрозы, мнимой или реальной, возникает желание защищаться, искать виноватых и перекладывать ответственность. Это отвлекает от решения проблемы и разрушает отношения. Подчиненные таких руководителей предпочитают не принимать решения и не брать на себя ответственность, потому что понимают, что у них нет шансов оказаться правыми, что бы они ни делали.

Как снизить негативный эффект:

2. Продолжайте проявлять неравнодушие и проницательность, прогнозировать возможные последствия, анализировать мотивы и намерения других людей, придерживаться логики и ставить под сомнение расхожие представления.

2. Перестаньте бесконечно спорить, критиковать, упрямиться и перепроверять — это демотивирует других и подрывает доверие; прослыть неприятным человеком — вряд ли это тот способ, которым вы намеревались решить проблему и снять стресс.

3. Начните общаться в более дружелюбной и вовлекающей манере. Или хотя бы пробуйте иногда промолчать.

4. Поддержите себя, выделяя время на сбор и исследование данных, моделирование возможных вариантов решения и разработку плана действий, — такой подход может снизить для вас вероятность рабочего стресса и поможет быть более продуктивным.

Загораться, но не выгорать

Профилактика выгорания и острого стрессового отклика — это прежде всего поддержание баланса между работой и личной жизнью, переключение между разными видами деятельности, соблюдение режима сна и физической активности, осознанное и бережное отношение к себе и окружающим.

Все это не сделает вас неуязвимыми перед лицом стресса (хорошая новость: это означает, что вы живы), но позволит снизить ущерб в каждом конкретном случае.

Что делать непосредственно в тот момент, когда вы испытываете стресс и теряете контроль над собой и над ситуацией?

1. Дышите. Стресс сковывает мышцы, в том числе диафрагму, и ухудшает кровоснабжение органов и тканей — а более полное дыхание их расслабляет. В цикле дыхания сосредоточьтесь на удлинении выдоха — это стимулирует парасимпатическую нервную систему, повышает вариабельность сердечного ритма (то есть адаптивность организма в целом) и помогает успокоиться.

2. Двигайтесь. Стрессовый отклик — это химическая реакция и, начавшись, она уже не оборвется, пока не пройдет все стадии. Однако активное движение или физическая нагрузка ускорят процесс и помогут организму пройти его более экологично, снизят токсичность стресса для организма.

3. Мысленно называйте свои эмоции. «Это страх», «это неприязнь», «это тревога», «это …» — два слова, которые позволят быстро снизить градус переживаний и переключить мозг с проживания эмоции на наблюдение за ней — это увеличит дистанцию между вами и источником стресса.

4. Проговаривайте вслух то, что вас беспокоит, пугает, злит. Речевая активность активирует левую лобную долю головного мозга — нашего союзника в противостоянии стрессу. И останавливает процесс пережевывания «мыслительной жвачки» (так называемые руминации). Проговаривание вслух «спрямляет» мыслительный процесс и делает его последовательным, целенаправленным — и более продуктивным.

5. Прежде чем реагировать, сделайте паузу и сосчитайте до десяти. Это самый банальный совет по управлению стрессом, который можно дать. И, как все тривиальное, самый рабочий. Десяти секунд достаточно для того, чтобы префронтальная кора головного мозга — наш «управляющий мозг», СЕО нашего организма — пришла на помощь миндалевидному телу, которое первым реагирует на опасность, и переключила вас из режима автоматической реакции в режим выбора. Это повысит ваши шансы на более рациональный подход к решению проблемы.