MapMakers - Кольцо сжимается сильнее: как Евросоюз осложнил перевозку грузов в Россию от 19.04.2024

Новости

Кольцо сжимается сильнее: как Евросоюз осложнил перевозку грузов в Россию

Страны ЕС все плотнее сжимают «кольцо» антисанкционных ограничений на перевозки грузов в Россию. Последние новости касаются ужесточения контроля на границе с Республикой Беларусь, через которую идет основной транзитный поток из Европы в Россию.

Что случилось

В дополнение к уже закрытым в 2023 году Польшей, Литвой и Латвией пунктам пропуска литовские власти с 1 марта 2024 года закрыли еще два МАПП: «Лаворишкес — Котловка» и «Райгардас — Привалка». Таким образом, на белорусско-литовской границе осталось всего два действующих пункта пропуска: «Мядининкай — Каменный Лог» и «Шальчининкай — Бенякони», и по одному на польском и латвийском направлениях — «Кукурыки — Козловичи» и «Силене — Урбаны».

А в конце марта — начале апреля серьезно ужесточила условия таможенного оформления грузов Польша, фактически присоединившись к прибалтийским странам, которые сделали это еще раньше. Письмо с соответствующими рекомендациями, направленными на пресечение обхода санкций, польский Минфин направил в адрес таможни. Речь идет о 84-й, 85-й и 87-й группах товарной номенклатуры ВЭД, которые по документам идут транзитом в третьи страны — Казахстан, Армению, Кыргызстан, ОАЭ, Турцию и др. На эти группы товаров (а практически — на все) таможенные органы запрашивают дополнительный комплект документов, а при их отсутствии машины просто разворачивают.

В частности, под особый режим контроля попали:

  • ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства и их части;
  • электрические машины и оборудование, их части;
  • звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности;
  • средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, их части и принадлежности.

Однако на практике, к сожалению, ситуация сложилась совсем иначе: польские таможенники, перестраховываясь, начали запрашивать дополнительные документы практически на все грузы.

Сейчас, спустя более двух недель, ситуация несколько улучшилась, но в целом до сих пор есть риск по любому грузу, на который действуют санкционные ограничения для России и который по документам следует на получателя в Республике Беларусь, Кыргызстане, Узбекистане, Казахстане, Турции, ОАЭ и т.д.

Какие документы требуют на границе на грузы, попавшие под особый режим контроля

Помимо обычных сопроводительных документов, необходимо предоставить:

  • подтверждение оплаты товара (теперь это обязательный пункт);
  • контракт между европейским экспортером и получателем по документам;
  • гарантийное письмо от европейского экспортера, в котором он подтверждает, что товар идет тому получателю, который указан в документах, что он знает, кем и как будет использован товар. Также экспортер должен гарантировать, что товар не будет перепродан по пути следования в Россию, а в случае нарушения он готов нести ответственность в соответствии с польским законодательством;
  • если экспортер не является производителем товара, то дополнительно необходимо аналогичное письмо от производителя.

Изначально эти документы запрашивались в копиях на польском или английском языке. Однако в последние несколько дней польские таможенники стали требовать оригиналы на польском языке или с нотариально заверенным переводом на польский.

Если возникли проблемы с документами

Если на таможне возникли проблемы с документами, машину разворачивают.

Здесь возможны два сценария.

  1. Машину могут просто развернуть. Тогда можно попытаться проехать через другой погранпереход.
  2. А могут развернуть и аннулировать экспортную декларацию. В этом случае придется делать новую декларацию или отправлять товар назад грузоотправителю. При этом нужно быть готовым к тому, что таможенные агентства, перестраховываясь, могут тоже запросить дополнительные документы.

Однако пока нет ясности, к каким категориям товаров польские таможенники применяют новые требования. Это сильно замедляет работу таможни: очередь на польско-белорусской границе растянулась до 50–70 км.

Остается надеяться, что это издержки первой практики применения новых требований и в ближайшее время ситуация нормализуется, и польские таможенники будут запрашивать дополнительные документы только на указанные в рекомендациях Минфина Польши коды ТН ВЭД.

Что происходит на границе

В связи со всеми этими ограничениями, несмотря на то что грузопоток через границу ЕС — Беларусь не увеличился, возник искусственный дефицит автотранспорта, так как масса грузовиков сосредоточена в очередях на границе. С учетом того что на прибалтийские МАПП перераспределились еще и грузопотоки с закрытых финско-российских КПП, ситуация в целом резко усугубилась.

Оформление грузов таможенными органами сопредельных с Беларусью стран сильно замедлено, из-за чего трафик в разы меньше пропускных возможностей действующих пунктов пропуска. Оборачиваемость транспорта снизилась более чем в два раза.

В настоящее время со стороны ЕС ожидание в очереди на въезд в РБ составляет от 8 до 18 суток, а на выезд в ЕС — от 5 до 21 суток, и это не предел. При этом все риски и издержки закладываются в ставки на перевозку грузов.

На этом фоне европейские перевозчики переключаются на внутренние рынки, что в свою очередь также провоцирует рост ставок.

Как это влияет на участников рынка

Проблемы возникли у трейдеров в ЕС, стоящих в цепи между поставщиками, которые чаще всего являются не производителями, а дилерами европейских брендов. Они просто не могут предоставить необходимые оригинальные документы от производителя.

По той же причине убытки несут получатели грузов в третьих странах — Турции, Киргизии, Казахстане, Армении, а также резиденты Республики Беларусь, которые ввозят товары, находящиеся под санкционными ограничениями для России, но неподсанкционные для РБ.

В связи с этим импортеры ищут другие логистические схемы, включая варианты авто — ж/д — авто, что приведет к удорожанию доставки на десятки тысяч евро.

И самое главное, жесткая позиция прибалтийских стран и Польши по организации контроля за перемещением подсанкционных товаров через свои границы уже стала примером для других стран ЕС. Насколько нам известно, в Германии таможенные агенты уже запрашивают такой же пакет документов для открытия экспортной декларации EX-1/транзитной декларации T-1, как на границе при выезде из Польши.

По последней информации, литовские власти в мае-июне намерены закрыть МАПП «Шальчининкай — Бенякони». Если это произойдет и на литовско-белорусской границе останется только один действующий пункт пропуска «Мядининкай — Каменный Лог», то в разы усугубит ситуацию.