MapMakers - «Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей от 19.04.2024

Новости

«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей

Компании уже два года жалуются на острый дефицит персонала. Обычно его связывают с промышленностью, которая стала одним из главных локомотивов экономики. Однако мартовское исследование кадрового портала hh.ru показало, что самой пострадавшей сферой стала совсем другая отрасль: в ней наблюдается самый большой дефицит рабочих рук за четверть века. Нехватка персонала здесь настолько велика, что не может не отразиться на уровне жизни россиян: компании попытаются увеличить зарплаты сотрудников, повышая потребительские цены, считают эксперты.

Исследование выявило и другую сферу, где искать работу почти бесполезно: на каждую вакансию тут приходится более 21 резюме. Совсем недавно эта сфера считалась очень привлекательной — она предлагала много непыльной работы для креативных людей. Но тектонические сдвиги на рынке труда почти раздавили упомянутую отрасль.

Станок и прилавок

Размышляя о будущем, наши соотечественники связывают свои карьерные устремления с чем-то высокотехнологичным. Опрос, который сервис для поиска работы «Работа.ру» и «СберПодбор» провели среди 3,5 тыс. россиян, показал: две трети (64%) жителей страны считают, что востребованной в ближайшие 10–20 лет станет сфера IТ, 62% проголосовали за робототехнику и машиностроение, 49% — за новые материалы и нанотехнологии, 46% участников — за биотехнологии (опрос допускал многовариантный выбор). Но нынешний рынок труда о таких высоких материях вовсе не думает. Несколько лет подряд наибольший дефицит персонала в России приходится на долю синих воротничков — инженеров и представителей рабочих профессий. Однако последние данные меняют привычную картинку. Согласно мартовскому hh.ru, первенство у промышленности перехватила торговля.

Если в марте 2023 года количество резюме в рознице превышало количество вакансий в 2,8 раза, то в этом марте — всего в 1,7. Количество вакансий с прошлого марта выросло на 29%, а количество активных резюме упало на 21%. Если индекс hh (соотношение между числом резюме и вакансий) опускается ниже 3, это свидетельствует о сильной нехватке кадров, поясняет Наталья Данина, главный эксперт hh.ru по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности. В целом по рынку этот индекс сейчас составляет 3,6, что вроде бы позволяет признать некоторую стабилизацию. «Однако он напрямую отражает текущую изменившуюся реальность — ведь 3,6 резюме на вакансию не гарантируют успешности закрытия заявки, поскольку людей еще нужно привлечь, заинтересовать и удержать. Почему так происходит? По нашим данным, число вакансий за год увеличилось на 32%, а количество резюме — всего на 4%», — уточняет Данина. Этот дисбаланс невозможно устранить в нынешних реалиях.

«В торговле действительно сформировались несколько ярких тенденций, прямо указывающих на разворачивание проблемы дефицита кадров», — констатирует Инна Лола, заместитель директора Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Изменения начали происходить во второй половине 2023 года, а в первом квартале нынешнего года рост ожиданий увеличения численности занятых, то есть планы компаний увеличить штаты, достиг максимума за всю историю наблюдений с 1998 года. Динамика ожиданий в рознице во втором квартале года, судя по всему, обновит установленный в начале года рекордный уровень.

Кадровые сложности для бизнеса стали важнее, чем пресловутые бизнес-модель или юнит-экономика. «Если вы сейчас открываете бизнес, в первую очередь надо оценивать совсем не то, чему вас учат венчурные инвесторы (ниша, востребованность продукта и пр.), а вот что: сможете ли вы найти достаточно сотрудников, сколько они сейчас реально стоят и каков прогноз по росту их зарплаты на ближайший год, можно ли сразу часть работы людей автоматизировать. Все оценки ниши, денег, востребованности — только потом. Потому что ресурс людей сейчас основной стоппер. И впереди только хуже», — предупреждает в Facebook (принадлежит Meta, которая признана в России террористической организацией и запрещена) кадровик Алена Владимирская.

Показания сходятся

Эксперты центра смотрят еще на два разработанных ими индикатора, сигнализирующих об усилении нехватки кадров. Первый — индекс реализуемости планов занятости (ИРПЗ). Розница по итогам 2023 года здесь оказалась в числе антилидеров — сфер, у которых не получается набрать нужное количество сотрудников. В оптовой торговле тоже имеется заметное расхождение кадровых планов и реальной ситуации с увольнениями: в прогнозах предприниматели говорили, что им очень нужны новые сотрудники, а фактически происходил отток персонала. В промышленности ситуация намного лучше. «На производствах в отличие от торговли наблюдается относительная реализуемость кадровых планов», — отмечает Лола.

Еще один специализированный измеритель, свидетельствующий о кадровом голоде, — индекс кадровой уязвимости (ИКУ). Это разница между тем, сколько сотрудников работают в компании, и тем, сколько ей на самом деле надо. «Еще в конце 2022-го и начале 2023 года в торговле складывалась нейтральная ситуация — индикатор показывал отсутствие проблем в отрасли. Однако в течение второго полугодия 2023 года кадровая уязвимость начала нарастать и по итогам первого квартала нынешнего года ее уровень стал высоким, что произошло впервые за последние десять лет», — комментирует Инна Лола.

Почему дефицит кадров так сильно ударил именно по торговле? Она называет несколько факторов. Наряду с демографической ямой 1990-х, из-за которой на рынок не вышло нужное количество специалистов, свою роль играет и специфика отрасли. «Торговля — традиционно одна из лидирующих сфер не только по доле занятых, но и по текучести кадров, причем с высокой внутренней долей», — поясняет Лола. Компании активно переманивают сотрудников: в другом исследовании «Работы.ру» и «СберПодбора» почти половина (47%) опрошенных компаний признались, что по итогам прошлого года им пришлось увеличить зарплатный фонд.

Однако у розничных компаний нет таких возможностей поднимать зарплаты, как, например, у логистики или промышленности, — и многие уходят именно туда. «Происходит деформация во многих других сферах экономики: например, в транспортно-логистической отрасли, что обусловило отток занятых. Требует людей восстановление инфраструктуры в стране. Также в прошлом году активно происходили процессы оттока рабочей силы мигрантов, которые занимали весомую долю занятых в торговых организациях», — перечисляет Лола.

Чтобы обеспечить конкурентные зарплаты, торговым сетям придется искать новые источники дохода, в частности повышать цены на товары. Для компаний это тоже непросто: привлекательность того или иного магазина для потребителей сейчас определяется не столько качеством сервиса, сколько демократичностью цен. Впрочем, кадровые порталы называют минимум одну причину для оптимизма: промышленности будет трудно переманить персонал торговых компаний. «В производстве один из основных драйверов развития — оборонная промышленность, которая задает высокий темп роста зарплат. В торговле же сама модель бизнеса предполагает максимальную экономию и оптимизацию из-за высокой конкуренции. Соответственно, обеспечивать темпы роста зарплат, как в промышленности, тут сложнее. Однако для работы в промышленности нужны квалификация и хотя бы минимальный опыт. В торговле же большая часть вакансий — это массовый наем, где квалификация и опыт часто играют второстепенную роль, а иногда и вовсе не требуются. Если продавцом может стать человек со средним образованием, то, например, токарь должен получить среднее профессиональное образование, но стремятся к этому немногие», — напоминают эксперты ресурса «Зарплаты.ру».

И в айти не найти

Сами ретейлеры, за очень редким исключением, подтверждают мрачную тенденцию. Дефицит персонала остро ощущается среди линейных сотрудников торговли — в рознице это продавцы-кассиры, работники складских помещений, грузчики, перечисляет Антон Максименко, директор по персоналу Fix Price. Одна из причин дефицита синих воротничков — спрос на рынке труда, который значительно превышает предложение: компаний, заинтересованных в найме линейного персонала, много, а потенциальных сотрудников не хватает. Плюс не всем кандидатам подходит высокий темп работы в розничной торговле.

Впрочем, торговля страдает и от дефицита офисных сотрудников. «Здесь мы наблюдаем рынок соискателя в таких направлениях, как IT и маркетинг. Если говорить об IT, компаниям требуются специалисты уровня middle и senior, а довольно большая часть соискателей претендуют на стартовые или начальные позиции — их навыки не всегда соответствуют требованиям работодателя. Все чаще мы замечаем существенно завышенные финансовые ожидания кандидатов на те или иные позиции, а также сотрудников, переходящих с одного места работы на другое без достаточного опыта, — сетует Максименко. — Много вакансий у нас открыто на позиции ревизоров, которые занимаются проверками и инвентаризациями в магазинах. Спрос на таких специалистов в связи с интенсивным развитием сети сильно увеличился».

На стыке торговли и IТ, в электронной коммерции, тоже наблюдается дефицит кадров, констатируют в маркетплейсе Wildberries. Там как раз нужны не только руки, но и головы. «Помимо постоянно растущей потребности в курьерах и водителях, занятых на логистических объектах, непростая ситуация сложилась с наймом специалистов, от которых во многом зависит развитие IТ-систем и продуктов. Ежемесячно у нас открывается порядка 300 новых позиций в разработке, аналитике, построении архитектуры программ и т.п. При этом опытных специалистов уже не удивить удаленным или гибридным графиком, современным подходом к управлению и другими нематериальными бонусами. Поэтому мы мотивируем уровнем и масштабом предлагаемых задач, а также транслируем социальное значение компании. Кроме того, мы активно развиваем стажерские программы и работаем со студентами. Берем в команду кандидатов с меньшим опытом, которых можно обучить», — рассказывают менеджеры маркетплейса.

У торговли на российском рынке труда есть своего рода антипод. В сегменте «искусство, развлечения, массмедиа» никакого дефицита кадров нет: количество резюме в 21,2 раза превышает число вакансий. Любопытно, что творческие профессии умудряются сохранять привлекательность для россиян. В марте 2024 года «Работа.ру» и сервис по работе с самозанятыми «Подработка» попросили 2,7 тыс. респондентов назвать профессию, которую они хотели бы «примерить», если бы могли не задумываться о деньгах. Работник торговли в списке оказался всего один, и тот с большой натяжкой: 18% участников хотели бы побыть в роли хозяина магазина со сладостями. На втором месте оказался актер (21%), на третьем — смотритель в зоопарке (19%). Программист набрал скромные 12%. А первое место с 24% занял и вовсе флорист. Видимо, каждый четвертый россиянин настолько устал, что хотел бы просто повозиться с цветами.

Между тем людей на рынке труда до 2035 года не станет больше — с этим фактом HR и бизнес свыкались весь прошлый год, грустно констатирует Данина. «Несмотря на это, экономические реалии из-за «черных лебедей», непрогнозируемых событий, еще могут измениться, но пока похоже, что конкуренция за соискателей не уменьшится». Из сложившейся ситуации есть два выхода. Первый — беречь тех, что есть, и там, где это возможно, увеличивать не количество сотрудников, а КПД каждого. «Сегодня большое значение играет повышение производительности труда, а также удержание уже работающих сотрудников», — утверждают в Wildberries. Правда, тут не обойтись без материального поощрения. Второй — рассмотреть в качестве источников рабочей силы тех, о ком раньше и не думали. 27% работодателей, опрошенных «Работа.ру» и «СберПодбором», уверены, что во втором квартале вырастет общий интерес к соискателям старшей возрастной группы, а 23% — к молодежи. А наиболее широко мыслящие обратили внимание на класс так называемых полосатых воротничков, то есть заключенных. Впрочем, торговле на это решиться по понятным причинам сложно.