MapMakers - Все сложилось: почему вернулась мода на телефоны-«раскладушки» от 13.11.2023

Новости

Все сложилось: почему вернулась мода на телефоны-«раскладушки»

Этот материал входит в раздел «Технологии», в котором мы каждую неделю разбираем актуальные технологические тренды и публикуем прогнозы и рекомендации бизнесменов, IT-евангелистов и футурологов. Вы также найдете экспертные материалы о том, как стать продуктивнее, вывести бизнес на новый уровень и улучшить качество жизни с помощью технологий.

«Во время поездки в Южную Корею я видела складные смартфоны буквально на каждом шагу. В сеульском метро девушки напротив не отрывали глаз от своих Galaxy Z Flip. Бизнесмен у Всемирного торгового центра держал в руках Galaxy Z Fold. Девочка в корейской сети бургерных Egg Drop скролила ленту в своем Galaxy Z Flip», — так рассказывала о путешествии на родину Samsung обозреватель издания CNET Лиза Эдичикко.

Популярность так называемых раскладушек можно заметить не только в Южной Корее, но и по всему миру. Продажи подобных моделей в первом квартале 2023 года выросли на 64%. И это при том, что спрос на обычные смартфоны снизился на 14%.

Первый мобильник-«раскладушку» выпустила Motorola в 1989 году. Модель MicroTAC 9800X быстро завоевала популярность на рынке. Современные складные устройства ушли далеко вперед от своих предшественников, поскольку производители пытаются технически перещеголять друг друга. Рассказываем, как изменились «раскладушки», почему их популярность растет, как долго будет продолжаться этот тренд и кто его возглавит.

Рост продаж

Исследовательская компания IDC ожидает, что к концу 2023 года будет продано 21,4 млн складных смартфонов. Этот показатель увеличился более чем на 50%, по сравнению с прошлым годом, в котором общий объем продаж составил 14,2 млн единиц — 1% от продаж всех мобильных устройств. По данным Mordor Intelligence, текущий объем рынка составляет $24,52 млрд.

Сегодня на рынке представлены два варианта конфигурации складных телефонов: смартфон с гибким дисплеем и «раскладушка» с двумя экранами. В первом случае телефон оснащен одним вытянутым большим экраном, который занимает всю «внутреннюю» сторону устройства и складывается пополам. На корпусе, как правило, размещается компактный экранчик для уведомлений и других базовых опций. Такие «гибкие» смартфоны представлены в серии Samsung Galaxy Z Flip.

«Раскладушка» с двумя экранами в закрытом виде похожа на большой смартфон, а в раскрытом напоминает небольшой планшет. Подобные модели можно увидеть в линейке Samsung Galaxy Z Fold.

Главные по сложению

На сегодняшний день на рынке складных смартфонов лидируют Samsung, Royole, Huawei, Motorola и Microsoft. Также телефоны с гибким дисплеем выпускают Xiaomi, Honor, OPPO, Vivo и Tecno. В 2023 году ряды производителей «раскладушек» пополнила компания Google, представив свое устройство Google Pixel Fold. По данным исследовательской фирмы Counterpoint, к концу 2022 года самыми продаваемыми моделями стали Samsung Galaxy Z Fold 4, Samsung Galaxy Z Flip 4, Huawei P50 Pocket, Huawei Mate Xs 2 и Motorola Razr 2022.

Samsung сохраняет лидерство в сегменте складных устройств со времен выпуска своей первой модели Galaxy Fold в 2019 году. В 2022 году доля южнокорейской компании на рынке оценивалась в 62%. Все четыре года производитель совершенствовал технологию: новинки 2023 года Galaxy Fold 5 и Galaxy Flip 5 уже не такие громоздкие, как первые модели линейки, в них усовершенствован механизм открывания, а дисплей занимает почти всю поверхность корпуса.

Кроме того, в 2021 году в Samsung решили снизить «премиальность» сегмента складных устройств и сделать их доступными более широкой прослойке населения. Для сравнения: первая модель Galaxy Z Fold стоила $2 тыс., а цена Galaxy Z Flip 3, выпущенного в 2021 году, составила менее $1 тыс.

Есть предположения, что разработкой «раскладушки» занялись и в Apple, пока стоящей в стороне от этого тренда. Исследовательская компания Counterpoint Research ожидает, что производитель представит свой складной iPhone к 2025 году.

Хрупкие, но полезные

Очевидное достоинство складных смартфонов — это большие дисплеи. Пользователи таких моделей отмечают, что на них гораздо удобнее набирать и читать тексты. Большой экран также создает «эффект погружения» при просмотре видео. Кроме того, в последних поколениях «раскладушек» (например, в моделях OPPO Find N2 Flip, Galaxy Z Flip 5 и Motorola Razr 40 Ultra) производители повысили функциональность не только внутренних, но и внешних экранов: теперь на них можно управлять проигрывателями, выводить изображения и устанавливать виджеты.

Еще одно преимущество складных телефонов, особенно двуэкранных моделей-«книжек», — интерфейс. Некоторые устройства (например, Samsung Galaxy Z Fold 5) поддерживают отображение клавиатуры, благодаря которой они с легкостью могут заменить планшет или ноутбук при работе в программах, подобных Lightroom и Adobe Inc. Также эти смартфоны способны сразу открывать несколько приложений: например, на одном экране можно включить запись видео, а на другом — его расшифровку.

Однако главным недостатком «раскладушек» остается высокая цена. Новые Samsung Galaxy Z Fold 5 и Google Pixel Fold стоят около $1,8 тыс. А в случае какой-либо неисправности замена внутреннего дисплея «гибкого» устройства обойдется во столько же, сколько и покупка нового iPhone 14 Pro.

Еще один минус складных телефонов — их хрупкость. На сегодняшний день только Motorola Razr 40 Ultra оснащена защитой от пыли. Многие производители уверяют, что их устройства достаточно влагоустойчивы, но отзывы покупателей указывают на то, что в этом плане «раскладушки» менее надежны, чем обычные смартфоны.

Затяжной «вау-эффект»

По прогнозам IDC, в перспективе пяти лет рынок складных смартфонов будет расти на 27,6% ежегодно. В 2027 году продажи могут увеличиться до 48,1 млн устройств, а объем рынка составит $42 млрд. Исследовательская компания Mordor Intelligence также прогнозирует рост этого сегмента: по ее подсчетам, к 2028 году объем рынка складных устройств может достичь $54 млрд.

Для такого прогноза есть несколько объяснений. Первая причина, по которой рынок будет расти, — производителям выгодно продавать смартфоны премиум-сегмента (а именно к нему пока и относятся «раскладушки»), получая более высокую прибыль. «Премиум-сегмент не только демонстрирует устойчивость во время экономических спадов, но и обеспечивает более высокую прибыльность [компаниям]», — утверждают в исследовательской фирме Counterpoint.

Сегмент «раскладушек» также вырастет за счет выхода на рынок новых производителей и выпуска моделей в разных ценовых диапазонах. «Рынок складных смартфонов оказался более перспективным, чем мы предполагали. Потребители проявили явный интерес к новому форм-фактору. Благодаря снижению средней стоимости и увеличению доступности устройств продажи выросли на 75,5% в 2022 году. Мы ожидаем, что эта тенденция продолжится и все больше производителей присоединятся к гонке», — отмечает Энтони Скарселла из исследовательской компании IDC.

Тягу потребителей к складным смартфоном обусловлена еще и непривычным видом устройств. «Общее падение рынка смартфонов более чем на 11% в 2022 году дало понять, что потребителям хочется приобретать что-то, что может их удивить. Складные устройства сейчас обладают этим самым «вау-эффектом», и мы верим, что они продолжат привлекать внимание и превзойдут обычные телефоны в течение следующих пяти лет», — говорит Набила Попал из IDC.

В исследовательской компании Counterpoint считают наиболее перспективным для складных устройств Азиатско-Тихоокеанский регион: большая доля населения там — молодежь, а именно она, скорее всего, примет новые технологии.

Источники: Bloomberg, The Verge, Сounterpointresearch.com, Mordorintelligence.com, The National, Gizmodo, Geeks for Geeks, The Economic Times