­
­
­
MapMakers - Ferrari переходит на электрокары. Как они изменят компанию от 13.04.2024

Новости

Ferrari переходит на электрокары. Как они изменят компанию

Люксовый итальянский бренд Ferrari, известный созданием гоночных и флагманских спортивных автомобилей с мощными двигателями, решился на серьезные изменения — «электрическую трансформацию» бизнеса. В 2022 году компания заявила об инвестициях около $4,6 млрд в разработку полностью электрических и гибридных автомобилей, которые должны составить 60% ее модельного ряда к 2026 году. Первый электрокар Ferrari, как ожидает компания, появится на рынке в последнем квартале 2025 года.

Спрос на суперкары растет уже много лет, что помогало компании получать от продажи премиальных авто огромную прибыль. Например, в 2017 году Ferrari приблизилась по марже к Apple, а по итогам 2023 года вместе с Porsche стала самым прибыльным автобрендом, подсчитали в CarIndustryAnalysis. Причем, как ожидают эксперты, востребованность спортивных автомобилей будет только расти. По прогнозам Business Research Insights, объем мирового рынка суперкаров с 2022 по 2031 год увеличится почти на 40%, до $23,6 млрд.

Ferrari не планирует уходить с этого рынка и в 2025 году намерена направить около 25% инвестиций на традиционные двигатели внутреннего сгорания (ДВС). При этом на полностью электрические автомобили придется около 35% общих расходов компании. Это в 7 раз выше текущего уровня, поскольку Ferrari рассчитывает за счет линейки передовых электрических суперкаров занять долю в новой нише и почти вдвое нарастить прибыль.

Высокие финансовые показатели поддерживали акции компании, которые с момента выхода Ferrari на биржу NYSE в 2015 году выросли в цене на 600%. Однако переход к электромотору от традиционного двигателя, который на протяжении десятилетий был визитной карточкой автопроизводителя, может поменять настроение инвесторов. Рынок также опасается, что компания поздно вступила в гонку за лидерство в сфере электромобилей и не справится с мощной конкуренцией.

Разбираемся, чем будет отличаться электрокар Ferrari от других электромобилей, почему создание авто с нулевым уровнем выброса вредных веществ может сделать бизнес компании более привлекательным и как на это отреагируют акции.

Лаборатория и уникальные впечатления

Генеральный директор компании Бенедетто Винья в конце марта 2024 года пообещал, что новый электромобиль Ferrari будет приносить водителям те же неповторимые эмоции, что и традиционные авто с ДВС. Он заявил, что в новых моделях компания продолжит уделять внимание производительности, дизайну и эксклюзивному опыту вождения и настаивать на том, что «электромобили не бесшумны».

Сделать электрокар громким в принципе возможно — например, для электрического BMW i4 лауреат премии «Оскар» композитор Ханс Циммер создал звук фирменного «рычания» мотора. А механики Dodge установили в электрическом Charger Daytona систему Fratzonic с динамиками в специальной «выхлопной трубе», таким образом сымитировав звук двигателя при нажатии на газ. Однако звучание пока слишком футуристическое и не похоже на реальный звук мотора. The Verge, например, сравнивает его с голосом рыси после трахеостомии. Время покажет, каким будет звучание электрокара Ferrari, которая пошла по пути Dodge. В 2023 году компания подала патент на систему, которая может усилить звук одного или нескольких электрических бортовых двигателей. В 2024 году стало известно, что инженеры уже работают над звуком новых электромобилей.

На этом технологический прогресс Ferrari в области электрокаров не заканчивается. В конце марта итальянская компания подписала соглашение с южнокорейской SK On, которая поставляет ей аккумуляторы, об обмене опытом для расширения технологического сотрудничества. Партнеры будут разрабатывать батареи для электромобилей.

Кроме того, в начале апреля автопроизводитель открыл лабораторию E-Cells Lab для наработок в области литий-ионных аккумуляторов, необходимых для производства электрокаров. Центр создан в партнерстве с итальянским Болонским университетом и производителем микросхем NXP Semiconductors. Ferrari заявила, что поделится результатами исследований со своими поставщиками аккумуляторов, чтобы повысить производительность на заводах, где будут собираться гибридные и электрические автомобили. Бенедетто Винья 8 апреля сообщил, что новое предприятие будет открыто уже в июне, и добавил, что лаборатория Ferrari внесет значительный вклад в область электрохимии.

Аналогичное решение ранее принял немецкий производитель Porsche. В 2021 году компания приобрела производителя литий-ионных аккумуляторов Cellforce для производства батарей для своих автомобилей. Летом 2023 года Porsche начала вести переговоры с потенциальными партнерами о создании завода по производству аккумуляторов для электрокаров, стоимость которого может достигать $3,3 млрд. Таким образом компания частично решит проблему с запчастями из-за нарушенной цепочки поставок.

Ferrari угрожает Китай

Впрочем на рынке у итальянской компании есть и более серьезные конкуренты, которые уже давно сами производят аккумуляторы для электромобилей. Например, китайский автопроизводитель BYD, уже зарекомендовавший себя новым лидером на рынке электрокаров, опережающий даже Tesla. В 2023 году BYD установила рекорд по продажам электромобилей и обогнала компанию Илона Маска второй год подряд.

BYD активно наращивает продажи благодаря низкой ценовой политике — стоимость китайских электрокаров начинается от $10 тыс. Между тем минимальная цена на Ferrari, например, в 22,5 раза выше. В прошлом году китайская компания экспортировала 243 тыс. электромобилей в Австралию, Бразилию и Израиль, что позволило ей войти в десятку крупнейших продавцов автомобилей в мире. Чистая прибыль BYD за 2023 год выросла на 81%, до 30,04 млрд юаней ($4,5 млрд), а объем продаж увеличился на 62% до рекордных 3 млн автомобилей.

В феврале 2024 года китайский бренд выпустил электрический суперкар Yangwang U9 стоимостью около $233 450. Главной угрозой для Ferrari стала скорость автомобиля — по словам BYD, автомобиль может разогнаться до 100 км/ч за 2,36 секунды, максимальная скорость составляет 309,19 км/ч. В то же время самые быстрые Ferrari SF90 Stradale и LaFerrari разгоняются до 100 км/ч за 2,5 секунды. Yangwang U9 — первый полностью электрический автомобиль BYD, его поставки начнутся летом 2024 года.

Электрокары увеличат прибыль Ferrari

Ferrari ожидает, что на фоне выпуска электрокара скорректированная прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA) вырастет до 2,7 млрд евро в 2026 году по сравнению с €1,5 млрд в 2021 году.

По итогам 2023 года показатель увеличился на 29% и составил €2,28 млрд. Чистая прибыль компании за год выросла на 34%, достигнув рекордных €1,26 млрд по сравнению с €939 млн в 2022 году. Рентабельность капитала составила 43,84%.

Выручка компании увеличилась на 17% в годовом выражении, до €5,97 млрд, а поставки — на 3%, до 13,7 тыс. автомобилей. Это на 442 машины больше, чем в 2022 году. В продуктовый портфель в 2023 году вошли 11 моделей с двигателем внутреннего сгорания и четыре модели с гибридными двигателями, что составило 56% и 44% от общего объема поставок соответственно. Выручка от одного автомобиля, поставленного в четвертом квартале, составила около €469 тыс., что примерно на 14% больше, чем в 2022 году.

Генеральный директор Ferrari также сообщил, что ожидает роста выручки и прибыли компании в 2024 году, чему способствует сильный портфель заказов на 2025 год. В то же время EBITDA в текущем году вырастет как минимум до €2,45 млрд (+7,4%).

Что будет с акциями компании

Инвесторы положительно отреагировали на положительные финансовые результаты компании. Также позитива рынку добавила новость о том, что звезда «Формулы-1» Льюис Хэмилтон покинет команду Mercedes и в 2025 году заменит в команде Ferrari Карлоса Сайнса-младшего, у которого заканчивается контракт с компанией. В общей сложности гонщик одержал 103 победы в гонках «Формулы-1», на его счету семь чемпионских титулов, а рекордный восьмой ему не дал в 2021 году завоевать пилот Red Bull Макс Ферстаппен, который опередил британца на последнем круге финального этапа.

На этом фоне акции Ferrari на NYSE взлетели на 13,15%, до $391,42 по состоянию на 20:06 мск 1 февраля. Бумаги продолжили расти и 26 марта достигли исторического максимума в $442. После этого котировки перешли к снижению и 4 апреля упали на 1,2% перед закрытием торгов — негатив на рынке был вызван тем, что один из крупнейших банков Barclays понизил рейтинг Ferrari до «Держать», при этом повысив целевую цену акций на итальянской фондовой бирже с €375 до €400. Аналитик банка Хеннинг Косман написал, что благодаря эффективной бизнес-модели производитель спортивных автомобилей должен показать хорошие результаты в следующем квартале. К 11 апреля бумаги торговались на NYSE на уровне $419,8.

С начала года акции компании подскочили в цене на 25%, за год — на 53%, продемонстрировав самый сильный рост более чем за три года. Между тем акции другого производителя автомобилей премиум класса BMW выросли на 10,3% в 2024 году при росте на 10,5% за год. Ценные бумаги Mercedes-Benz Group выросли примерно на 21% с начала года и всего на 10% за последние 12 месяцев.

Согласно консенсус-оценке GuruFocus на основе рекомендаций 12 компаний, акциям Ferrari в настоящее время присвоен статус «лучше рынка». UBS 9 апреля подтвердил рекомендацию «Покупать», аналогичную рекомендацию дал RBC Capital, повысив целевую цену с €380 до €463. Аналитики подчеркнули, что оптимальное ценообразование и высокий уровень персонализации поставок позволят Ferrari в дальнейшем еще больше нарастить маржу без необходимости увеличивать объемы продаж.

10 апреля BofA Securities поднял целевую цену для бумаг компании с €458 до €512, оставив рекомендацию «Покупать». Компания объяснила, что первый квартал будет «стартовой площадкой для уверенного роста Ferrari в 2024 году», автопроизводитель сфокусируется на управлении объемами продаж и ценообразованием.