MapMakers - Как Microsoft и Tesla будут конкурировать с App Store и Google Play от 12.11.2023

Новости

Как Microsoft и Tesla будут конкурировать с App Store и Google Play

Американские корпорации Microsoft и Tesla, а также разработчик ChatGPT OpenAI планируют в скором времени запустить собственные площадки для цифровой дистрибуции приложений.

Момент подобран удачный, считают на рынке: компании, которые де-факто являются в этом сегменте монополистами, уже несколько лет ведут активное противостояние с регуляторами. Чиновники уверены, что Apple и Google пользуются своим доминирующим положением для подавления конкуренции на рынке. С этим согласны и партнеры владельцев App Store и Google Play, которые считают комиссии, взимаемые с внутриигровых покупок, слишком высокими.

Microsoft против Apple

В 2024 году Microsoft запустит собственный мультиплатформенный магазин приложений для игр, доступный не только пользователям устройств на ОС Windows. В СМИ информация о том, что в Microsoft занялись разработкой собственной площадки для дистрибуции приложений, появилась еще весной 2023 года, но с одной оговоркой: магазин появится, если регулятор одобрит поглощение компанией издателя и разработчика видеоигр Activision Blizzard. В середине октября сделка на $68,7 млрд была благополучно закрыта.

С марта 2024 года, согласно принятому в ЕС «Акту о цифровых рынках», разработчики операционных систем будут обязаны дать возможность пользователям устанавливать сторонние магазины приложений. При наиболее благоприятном для Microsoft развитии событий Apple столкнется с уменьшением выручки App Store на 8%, выручки Apple Services на 2% и в целом выручки всей корпорации примерно на 1%, цитирует аналитиков CNBC.

«В своей операционной системе Google уже давно технически допускает установку приложений из сторонних источников, но это не привело к появлению сопоставимых по обороту или ассортименту решений от других вендоров, хотя попытки занять долю рынка предпринимают даже такие гиганты, как Amazon», — говорит руководитель специальных проектов RU-CENTER Алексей Замесов. По словам эксперта, до 99% успеха для магазина приложений — быть решением по умолчанию. «Примеры — Google, поисковая машина браузера «из коробки» у Apple. Другая работающая стратегия — когда производитель «железа» с заметной долей рынка на фабрике кастомизирует оригинальное ПО, добавляя свой магазин в телефон (например, Samsung, Huawei, Xiaomi)», — объясняет он.

Собственный магазин приложений у Microsoft уже есть — он был запущен в 2011 году и доступен в операционной системе начиная с Windows 8. Новая площадка, по задумке менеджмента корпорации, должна стать мультиплатформенной.

«Магазин приложений — несложный для разработчика продукт. Со стороны пользователя требования к магазину также невысоки, но важно доверие к источнику. Типичный сценарий использования близок к «Найти конкретное ПО, посмотреть отзывы, посмотреть аналоги от рекомендательной системы, с минимальными усилиями установить ПО на устройство». Доверие, простота установки, минимальные усилия от обладателя устройства — все это про встроенные магазины от владельцев платформ (Google, Apple). Пользователь берет то, до чего ему проще всего дотянуться», — объясняет Алексей Замесов.

Тайна Tesla

Осенью 2023 года к числу желающих создать собственный магазин приложений присоединилась Tesla.

По данным СМИ, Tesla требуется собственный магазин приложений для использования через дисплеи электрокаров. Пока в автомобилях Tesla применяется неофициальный API, который открывает доступ к простейшим сторонним приложениям, пишет издание Electric.co.

Не раскрывая всех деталей замысла, компания открыла доступ к начальному уровню своего API под названием Discovery. Пока эта услуга бесплатна, но ожидается, что в 2024 году за доступ к ней начнут взимать плату.

Tesla встряхнула автомобильный бизнес благодаря привлекательным и доступным электрокарам, их популярность сделала ранних инвесторов в компанию богатыми, но теперь будущее бумаг лежит вовсе не в «железе», а в софте, считают аналитики. «Главным аргументом нашей позиции по акциям Tesla является медленная трансформация компании из производителя автомобилей в разработчика софта», — считает аналитик Morgan Stanley Адам Джонас. По его словам, Tesla удалось достичь того же эффекта, которого достигла Apple благодаря запуску iPhone.

«Очевидно, что после iPhone одним из главных источников прибыли для Apple стал App Store. Его запуск позволил найти нишу на рынке, где маржа высока, издержки не так велики, а потенциал для масштабирования безграничен. Tesla еще предстоит достичь этого», — считает Джонас. С коллегой согласен аналитик Royal Bank of Canada Том Нараян: по его словам, рынок ожидает от Tesla перехода из стана автопроизводителей в разработчики софта для беспилотных автомобилей — именно благодаря этой трансформации акции компании продолжат расти.

«Я готов поверить, что Microsoft сможет занять долю рынка магазинов приложений на смартфонах и планшетах, так как у компании как минимум есть собственные продукты и эксклюзивы, она сама издатель. В конце концов, есть эмуляторы Android под Windows. Microsoft может убеждать пользователей внутри своей ОС поставить свой магазин на мобильные устройства, по сути генерируя бесплатный трафик от пользователей Windows. А вот у Tesla ничего такого нет», — сомневается в перспективах автопроизводителя Алексей Замесов.

Чат-боты для всех

В борьбу за долю рынка магазинов приложений готова включиться и OpenAI. Разработчик ChatGPT в начале ноября 2023 года анонсировал возможность создавать специализированные нейросети на основе ChatGPT и размещать их на платформе для общего доступа. Собственный магазин приложений получил название GPTs. В OpenAI уточнили, что корпоративные клиенты смогут создавать ботов исключительно для использования внутри компаний.

Всех подробностей о своей площадке в OpenAI так и не раскрыли — неизвестно, в частности, каким образом создатели собственных генеративных нейросетей, продавая доступ к ним, будут делиться выручкой с оператором площадки. На сегодняшний день компания обещает, что успешные «бототренеры» смогут зарабатывать сотни тысяч долларов в год. Магазин с кастомизированными чат-ботами станет доступен в конце ноября 2023 года.

Запуск собственного магазина приложений, может, и не стоит дорого, но привлечение пользователей значительно раздует бюджет, считает Алексей Замесов. По его словам, пока крупным игрокам этого сегмента ничего не угрожает: у «новичков» нет «бесплатного трафика», и без поддержки со стороны антимонопольных регуляторов или других площадок, где можно привлечь пользователей, вероятность успеха новых площадок невелика. «В игроков без законодательных или иных конкурентных преимуществ я не верю. В нише нельзя сделать «крутой продукт». Продвижение рыночными методами очень дорого, владельцы платформ удержат свою долю рынка без существенных потерь. Но шансы есть у тех игроков, которые получат законодательные конкурентные преимущества», — объясняет эксперт.

Видеоигровое противостояние

Противостояние площадок цифровой дистрибуции идет не только на мобильных устройствах и в ИИ. В видеоиграх сформировавшийся статус-кво пытается изменить компания Epic Games и ее магазин приложений. Противостоит Epic Games Store ветерану рынка — платформе Steam, которая работает с 2003 года. Пока Epic Games Store проигрывает по части размеров библиотеки.

Переманить пользователей и разработчиков в Epic Games пытаются с помощью привлекательных условий. Так, игроки могут каждую неделю получать по бесплатной игре, а с 16 октября 2023 года в Epic Games Store запустили новую программу лояльности для разработчиков Epic First Run: первые полгода магазин не будет взимать комиссию с релиза при условии, что та же самая игра не появится на Steam.

Пока результаты Epic Games Store, впрочем, не впечатляют рынок: площадка Epic Games все еще остается убыточной, ставка на эксклюзивные релизы игры (за это в Epic Games платили разработчикам) не оправдала себя, а из самой компании ушел Сергей Галенкин — директор по издательской стратегии компании и один из идеологов запуска Epic Games Store. О проблемах СМИ узнали из материалов иска Epic Games к Apple. Компании спорят в суде о комиссии, которую Apple взимает с внутриигровых покупок (в Epic Games ее считают слишком высокой).

На фоне неудач с собственным магазином приложений в Epic Games начались сокращения. В компании объясняют решение уволить более 800 сотрудников «необходимостью достичь финансовой стабильности» после интенсивных инвестиций в разработку метавселенной внутри игры Fortnite. Развитие проекта идет медленнее, чем ожидали в компании, признался глава Epic Games Тим Суини. «Уже довольно давно мы тратим больше, чем зарабатываем», — прокомментировал сокращения он.