MapMakers - Цены на флеш-память падают. Кто будет доминировать на глобальном рынке от 11.11.2023

Новости

Цены на флеш-память падают. Кто будет доминировать на глобальном рынке

С 2021 года Western Digital Corporation (WDC) и японский производитель флеш-памяти Kioxia обсуждали возможное слияние. В случае его удачного завершения, новая компания займет около трети мирового рынка флеш-памяти типа NAND, прогнозировали эксперты.

Однако слияния не произошло — против оказались акционеры Kioxia. Среди них заметнее всего свое недовольство высказывали в SK Hynix — компании, которая тоже является одним из крупнейших игроков рынка флеш-памяти.

Несостоявшаяся сделка

Слияния двух компаний на рынке ждали давно — с 2021 года, когда впервые начались обсуждения потенциальной сделки. Этот шаг казался логичным и самим компаниям, и рынкам: Western Digital де-факто является близким партнером Kioxia с первых дней существования последней — они делят производство в японском городе Йоккаити.

Последняя попытка объединения провалилась в октябре 2023 года. Против выступила компания SK Hynix — один из крупнейших инвесторов Kioxia и конкурент обеих компаний. «Мы не согласны с планами Kioxia и Western Digital сразу по нескольким причинам. Главный аргумент против — угроза нашим инвестициям в Kioxia», — заявил Ким У Хён, финансовый директор SK Hynix. По словам топ-менеджера, в компании планируют принять «ряд решений в интересах всех компаний, в том числе и Kioxia».

Помочь с финансированием сделки планировали японские банки, пишет Reuters. По словам собеседников издания, на эти цели в Sumitomo Mitsui Financial Group, Mizuho Financial Group, Mitsubishi UFJ Financial Group и Development Bank of Japan готовы были направить около ¥1,9 трлн ($12,7 млрд). 

В случае успеха сделки на рынке флеш-памяти типа NAND появился бы новый лидер с 34% от общей выручки. По данным Statista за второй квартал 2023 года, на сегодняшний день первое место по объему выручки среди производителей чипов NAND занимает Samsung (31,1%), второе — Kioxia (19,6%), третье — SK Hynix (17,8%), четвертое у WDC (14,7%), а пятое занимает компания Micron (13,8%). Незначительная доля рынка принадлежит другим игрокам: так, например, до 2021 года около 6% рынка занимал еще и Intel.

Акционер против

Южнокорейский производитель флеш-памяти SK Hynix владеет долей в японской Kioxia через участие в консорциуме компаний. В 2018 году Kioxia отделилась от японской корпорации Toshiba, где существовала в качестве ее структурного подразделения с начала 1980-х. Это произошло из-за финансовых проблем Toshiba: компании пришлось выделить свой бизнес по производству флеш-памяти Toshiba Memory Holdings Corporation в отдельное юрлицо. В июле 2019 года название компании сменили на Kioxia. По оценкам аналитиков компании TrendForce, в 2023 году Kioxia занимает до 21,5% рынка флеш-памяти NAND.

Toshiba сохранила долю в новой компании и на сегодняшний день владеет около 41% акций. Второй крупный акционер — американская инвестиционная компания Bain Capital и собранный ей консорциум инвесторов. Им принадлежит 56% компании — долю приобрели за $18 млрд. В число партнеров Bain Capital входит SK Hynix: его доля в проекте оценивается в ¥400 млрд, или $2,6 млрд. Третьим акционером (3% компании) стал японский производитель медицинского оборудования, электронных и оптических инструментов Hoya Corporation.

Издание Business of Korea отмечает, что несмотря на то, что SK Hynix и Kioxia являются прямыми конкурентами и борются за второе место на рынке флеш-памяти, SK Hynix зарабатывает на успехах оппонента. По оценкам издания, с момента первоначальных инвестиций стоимость доли SK Hynix выросла на 2,3 трлн вон ($1,7 млрд).

Взамен слияния с Western Digital в SK Hynix рассматривали вариант с увеличением доли в Kioxia. Средства на эту операцию планировали занять у SoftBank, узнали в Nikkei. Стороны, впрочем, заявили СМИ, что переговоров не было.  

Помимо SK Hynix идею слияния Western Digital Corporation (WDC) и Kioxia не поддержали в Bain Capital, пишет Nikkei Asia. После этого представители WDС заявили о намерении выделить в отдельную компанию убыточный бизнес по производству карт памяти. Акции Western Digital Corporation на фоне этого анонса выросли на 10%.

Корпорацию Western Digital в 1970 году основал бывший сотрудник Motorola Алвин Филипс. С тех пор расположенная в Лос-Анджелесе компания стала одним из самых значимых игроков на рынке компьютерного «железа». Флеш-памятью NAND компания занялась в 2014 году. В 2016 году Western Digital укрепила свои позиции в сегменте благодаря приобретению компании SanDisk за $19 млрд. Акции Western Digital торгуются на бирже, Kioxia остается непубличной компанией.

Неудачный цикл

Рынок флеш-памяти уже несколько месяцев переживает кризис перепроизводства. В самом начале пандемии аналитики опасались, что замедление экономической активности приведет к проседанию цен на все категории товаров — и на флеш-память в том числе. В реальности произошло прямо противоположное: из-за продолжительных локдаунов все больше потребителей готовились полностью перейти в онлайн-формат, и цены на компьютерные комплектующие и бытовую электронику начали расти. Флеш-память DRAM подорожала на 60% в сравнении с предыдущим пиком цен, случившимся в марте 2019 года.

Продлилось это недолго. Уже в июне 2023 года СМИ писали об «обвале акций» участников рынка. В конце 2022 года стоимость флеш-памяти резко упала. Так, например, флеш-память DRAM, чаще всего используемая для производства оперативной памяти компьютеров и других устройств, в четвертом квартале 2022 года подешевела на 30%. Падение цен продолжается до сих пор, но на рынке отмечают его замедление.

В январе 2023 года в The Wall Street Journal писали, что цены на DRAM в первом квартале упадут на 20%, а во втором — на 11%. Флеш-память NAND, которую используют в SSD-дисках, картах памяти и USB-накопителях, должна была потерять в цене 10 и 3% в первом и втором кварталах соответственно. Аналитики оказались правы, и прогноз на первый квартал в полной мере сбылся.

Однако спад в этом сегменте продолжился. В мае 2023 года аналитики TrendForce опубликовали скорректированный прогноз, согласно которому цены на DRAM во втором квартале 2023 года опустятся не на 10–15%, а на 13–18% в случае, если речь идет о памяти для мобильных устройств. Эксперты спрогнозировали падение на 15–20% для флеш-памяти, используемой в компьютерах и серверах. В третьем квартале спад продолжился: по оценкам TrendForce, выручка производителей DRAM упала примерно на 4,6% год к году.

Чипы NAND в первом квартале 2023 года должны были потерять 10%. Этот прогноз также оказался точным. В TrendForce уточняли, что второй квартал может стать хуже предыдущего: аналитики ожидали снижения цен на флеш-память этого типа на 8–13% во втором квартале, тогда как раньше в компании предполагали падение на 5–10%. По итогам третьего квартала 2023 года общая выручка компаний NAND-сегмента выросла на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, отгрузки выросли почти на 20%, но средняя цена, как и предполагали эксперты, снизилась на 10–15%.

Аналитики TrendForce, вслед за всеми участниками рынка, ожидают оживления спроса во второй половине 2023 года, но это не означает обязательного роста цен на флеш-память. Издание TechTarget отмечает, что за всю историю существования этих компонентов цены на них лишь падали. Стоимость одного гигабайта памяти неуклонно снижалась: с более чем $100 в 2004 году до $0,1 в 2023-м.

Аналитики Gartner напоминают, что изменения спроса и предложения в этом сегменте рынка скорее цикличны, нежели линейны, и в 2024 году производители смогут рассчитывать на рост выручки примерно на 70%.