MapMakers - Трудности на рынке электрокаров: стоит ли вкладываться в акции сектора от 11.11.2023

Новости

Трудности на рынке электрокаров: стоит ли вкладываться в акции сектора

В последние годы в автомобильной промышленности произошел значительный сдвиг в сторону электромобилей (EV). С развитием технологий и ростом озабоченности по поводу изменения климата многие эксперты полагают, что к 2050 году электромобили будут доминировать на рынке.

Электрокары, как правило, имеют более высокую первоначальную стоимость по сравнению с традиционными автомобилями. При этом расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание электромобилей ниже, поскольку электроэнергия дешевле бензина, а сами EV имеют меньше движущихся частей.

В недавнем отчете Global Electric Vehicle Outlook от МЭА сказано, что в 2022 году по всему миру было продано более 10 млн EV. При этом ожидается, что в этом году продажи вырастут еще на 35% и достигнут 14 млн. Доля электромобилей на общем автомобильном рынке выросла примерно с 4% в 2020 году до 14% в 2022 году и, согласно последним прогнозам МЭА, увеличится до 18% в текущем году.

В то время как большинство продаваемых автомобилей в мире по-прежнему работают на газе, электромобили в прошлом году преодолели важный рубеж: каждый десятый проданный автомобиль был электрическим. Продажи EV на рынке с 2020 года увеличились втрое.

В 2022 году по всему миру было приобретено более 7,8 млн электрических автомобилей, что примерно на 68% больше, чем было продано в 2021 году. К концу десятилетия доля проданных новых электромобилей может достичь 40% — таким образом, потребуется всего семь лет, чтобы текущий показатель увеличился в четыре раза.

Подавляющее большинство продаж электромобилей на сегодняшний день в основном сосредоточено на трех рынках — Китае, Европе и Соединенных Штатах. Лидирующие позиции занимает Китай, на который в 2022 году пришлось 60% мировых продаж электромобилей. Сегодня более половины всех электромобилей на дорогах по всему миру расположены в Китае. В Европе и США, втором и третьем по величине рынках, продажи увеличились на 15 и 55% соответственно в 2022 году. Что касается производства, то в торговле аккумуляторами и компонентами для EV в прошлом году также доминировал Китай: он увеличил свою долю в мировом экспорте электромобилей более чем до 35%.

Текущее состояние рынка

В последнее время некогда быстрорастущий рынок электромобилей, очевидно, теряет импульс роста. Дилеры говорят, что часть проблемы заключается в том, что более состоятельные поклонники электрических автомобилей уже обзавелись таким транспортным средством. Теперь задача отрасли состоит в том, чтобы охватить рынок более экономных потребителей, на бюджеты которых давят высокие процентные ставки и растущие издержки.

Чтобы привлечь потребителей на свою сторону, многие фирмы прибегают к снижению цен.

По данным отраслевого поставщика услуг Cox Automotive, в сентябре средняя цена автомобиля с аккумуляторным питанием в целом по отрасли составила $50,6 тыс. по сравнению с $65 тыс. за аналогичный период прошлого года. Для сравнения: общие цены на новые автомобили не изменились и составляют около $48 тыс.

Снижения цен выгодны для потребителей, поскольку позволяют сократить разницу в цене между электромобилем и традиционным транспортным средством на бензиновом двигателе.

Тем не менее продажи электромобилей в салонах сильно замедлились в последнее время: в сентябре розничным продавцам потребовалось более двух месяцев, чтобы продать электромобиль, отмечает Edmunds. Для сравнения: чтобы продать автомобиль на газе, требовался месяц, а гибрид — три недели.

В какие акции вкладываться

Однако маловероятно, что временные трудности электромобильной отрасли изменят долгосрочную картину роста этого сектора. Согласно данным GlobalData, спрос на электромобили будет расти совокупными годовыми темпами в размере 15,9% в период с 2023 по 2035 год. Инвесторам, ищущим акции с долгосрочным потенциалом роста, определенно стоит присмотреться к перспективному сектору EV.

Tesla

При текущей оценке примерно в $532 млрд Tesla является самым дорогим автопроизводителем и в каком-то смысле символом всей отрасли электромобилей благодаря своему лидирующему положению в массовом производстве авто и технологиям мирового класса.

Акции Tesla были одними из самых прибыльных за последние пять лет, обеспечив инвесторам доходность в 861%. Динамика бумаг отражала рост производительности компании: в период с 2018 по 2022 год выручка от продажи электромобилей выросла на 279%, с $21,5 млрд до $81,5 млрд. За тот же период Tesla перешла от чистого убытка в $976 млн к чистой прибыли в $12,6 млрд.

Однако недавние результаты Tesla свидетельствуют об ослаблении потребительского спроса на автомобили. В третьем квартале 2023 года продажи электромобилей Tesla составили 435 тыс. единиц по сравнению с результатом второго квартала в 466 тыс. Падение продаж произошло несмотря на снижение цен на электромобили, которое Tesla последовательно проводила последние несколько кварталов.

Прибыльность Tesla также значительно сократилась в последнем квартале: валовая прибыль упала на 22% в годовом исчислении, операционная прибыль снизилась на 52%, а свободный денежный поток рухнул на 74%.

Эти цифры говорят о том, что в ближайшие месяцы компанию ожидает трудный период. При этом стоимость акций Tesla достаточно высока: они торгуются по цене, сопоставимой скорее с ценами ведущих технологических компаний, а не автопроизводителей.

Например, коэффициент P/S у Tesla равен 7,7 — это выше, чем у Alphabet (6,3). Другие автопроизводители, такие как General Motors и Ford Motor Company, имеют соотношение P/S менее 0,3.

По сравнению с другими автопроизводителями оценка акций Tesla в большей степени связана с ее способностью выполнять свои будущие обещания. Это делает ее более уязвимой к изменениям настроений инвесторов.

BYD

BYD быстро сделал себе имя, став самым крупным автопроизводителем в Китае. Благодаря рекордному третьему кварталу BYD превзошла Tesla по объему продаж: с начала года было продано 2 млн автомобилей, что на 76% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

На фоне резкого роста производства за первые девять месяцев 2023 года прибыль BYD выросла почти на 142% в годовом исчислении и превысила $3 млрд.

В результате успешного периода у BYD и краткосрочных проблем у Tesla BYD теперь может похвастаться более высокой маржой валовой прибыли, чем Tesla, что было почти немыслимо всего несколько лет назад.

Инвесторы, ищущие компанию, которая специализируется исключительно на электромобилях, могут смело рассматривать BYD как потенциальную инвестиционную возможность. В настоящее время BYD расширяет свою деятельность и может похвастаться эффективной и масштабируемой бизнес-моделью.

BYD может даже превзойти Tesla в ближайшие годы. Аналитики HSBC во главе с Юцянь Дином и Ли Яном после публикации результатов за третий квартал сохранили рейтинг «покупать» по акциям BYD с целевой ценой в 408 гонконгских долларов. При этом эксперты заявили, что «сильный производственный цикл компании и более высокий потенциал прибыльности должны повысить ее профиль прибыли в долгосрочной перспективе». Аналитики Nomura сохранили рейтинг «покупать» по бумагам компании с целевой ценой в 356 гонконгских долларов, указывая на лидерство BYD на рынке Китая с долей рынка в 36,5% в розничных продажах электромобилей.