MapMakers - И McDonald’s не помог: почему в США массово банкротятся франшизы фастфуда от 29.11.2023

Новости

И McDonald’s не помог: почему в США массово банкротятся франшизы фастфуда

Возможно, популярным американским моделям франшизы приходит конец.

В прошлом открытые по франшизе рестораны таких брендов, как Burger King, McDonald’s, Popeyes и Hardee’s приносили хорошие доходы. Однако в 2023 году они начали один за другим объявлять о банкротстве.

Недавно за реструктуризацией займов обратилась компания-франчайзи сети Wendy’s во Флориде — Starboard Group, которой принадлежит 73 ресторана. В документах компания указала, что оценочная стоимость активов, а также сумма долгов по обязательствам составляет от $1 млрд до $10 млрд.

СЕО компании Эндрю Леви обвинил корпоративное руководство в том, что они потребовали дорогостоящего ремонта заведений, который не привел к увеличению дохода. Также он отметил, что сейчас не лучшее время для бизнеса в целом, потому что «изменившиеся за время пандемии привычки потребителей, растущие затраты и высокие проценты по займам привели к тому, что многие предприятия быстрого питания по всей стране оказались в подобной ситуации».

В начале ноября 2023 года обанкротилась еще более крупная франшиза — 172 ресторана Burger King под управлением компании Premier Kings. Годом ранее эта же компания заработала $223 млн. В Premier Kings заявили, что проблема «во множестве макроэкономических факторов», в том числе «высокой инфляции, увеличенных процентах по кредитам, нехватке квалифицированных работников и влиянии пандемии COVID-19 на ведение ресторанного бизнеса». (Не помогло и то, что владелец, единственный менеджер и акционер компании, скоропостижно скончался несколько месяцев назад.)

Оба эти случая подчеркивают тревожную тенденцию среди франшиз, которых в Америке более 100 тыс.: волна банкротств дестабилизирует индустрию.

Крупные корпоративные игроки вполне могли ожидать такого развития событий. В мае по результатам первого квартала 2023 года в Burger King предупреждали, что в этом году могут закрыться до 400 из 6900 ресторанов бренда в США. А еще раньше пришлось выйти из игры двум крупным национальным франчайзи: Toms King Holdings с 90 ресторанами в Вирджинии, Иллинойсе, Огайо и Пенсильвании и Meridian Restaurants с 116 ресторанами, разбросанными от Юты до Канзаса и от Канады до Мексики.

И это еще не все: о банкротстве объявили компании-франчайзи таких брендов, как Hardee’s (145 точек) и Popeyes (стремительно выросшей за 2023 год), а также давний владелец восьми ресторанов McDonald’s в районе Питтсбурга.

Дело в том, что серьезно увеличились затраты на ведение бизнеса, а маржинальность в этой сфере традиционно низкая. Пандемия подкосила многих. Негативно на ситуацию повлияла и высокая инфляция, а также забастовки работников, требующих повышения зарплаты. Выросли ставки по кредитам, а также понадобилось обновить стандарты обслуживания, как минимум перевести ряд операций в онлайн-формат. К этому моменту многие владельцы бизнеса уже утопали в долгах, а теперь ситуация дошла до точки, когда даже крупнейшие игроки обращаются за правительственной поддержкой.

Всего через несколько дней после того, как Premier Kings объявила о банкротстве, об этой проблеме высказался президент учредителя Burger King, компании Restaurant Brands International, Патрик Дойл. Он указал на то, что вся индустрия безуспешно пытается справиться «со слишком многими рисками одновременно». Франчайзи и без того были в огромных долгах, а затем наступила пандемия, и, как без обиняков выразился Дойл, «у всех возникли большие проблемы».

Кроме того, потерпевшие крах франшизы чаще всего сталкивались и с другими проблемами, что сделало их уязвимее к перепадам экономики. Недавно обанкротившаяся Starboard Group в 2020 году оказалась в центре скандала: ее СЕО Эндрю Леви обвинялся в том, что потратил на свой дом в Монтане $1 млн из $9 млн страховочного займа, предназначенного для зарплат сотрудникам.

Еще одно судебное разбирательство затронуло Rice Enterprises — держателя франшизы McDonald’s в Питтсбурге: несовершеннолетняя сотрудница обвинила компанию в том, что они наняли на должность менеджера человека, ранее судимого за домогательства. По словам девушки, она также подверглась изнасилованию.

Возможно, череда банкротств — повод забеспокоиться тем франчайзи, которые пока еще на плаву. Хотя финансовое состояние индустрии оставляет желать лучшего, а посещаемость ресторанов в 2023 году только снижалась, владельцы франшиз находят все новые способы компенсировать свои потери. К примеру, в McDonald’s анонсировали повышение роялти: в 2024 году плата составит 5% от годового дохода вместо 4%. То же самое делает и Wendy’s. В ноябрьском отчете компании сказано, что доходы за квартал повысились на 3,6%, и это «в первую очередь связано с повышением роялти за франшизу». Также компания идет на различные ухищрения, чтобы на корпоративном уровне сократить расходы.

На ежегодной конференции, посвященной развитию ресторанной индустрии, президент Restaurant Brands International Патрик Дойл высказался так: «Всегда немного опасно это говорить, однако наш конечный продукт — это не отличный кофе, не бургеры и не курица. Наш продукт — это экономическая модель. Как владельцы франшизы, мы предоставляем ее держателям прекрасные возможности для развития».

Этот материал был впервые опубликован в журнале Fast Company или на сайте https://www.fastcompany.com/. Оригинал статьи можно прочитать по ссылке. © 2023. Все права защищены. Материал предоставлен Tribune Content Agency.