Как находчивые сотрудники обворовывают компании. 5 схем от финдиректора
Дисклеймер: все схемы — реальные, а ситуации взяты из профессиональной практики. Они встретились мне, когда я работала в контрольно-ревизионном отделе крупной корпорации.
Схема № 1. Мошенничество с зарплатами
Сумма ущерба: 2 млн руб. за шесть месяцев
Директор устроил свою племянницу финансовым аналитиком с высокой зарплатой, которую она получала на карточку. На предприятии девушка ни разу не появилась.
Вроде бы ничего страшного, распространенная ситуация. Но дальше выяснилось, что вместо заявленных 15 грузчиков в компании работает только один.
Оказалось, дело в одном очень самостоятельном начальнике склада. Он сам и трудовые договоры заключал, и в кассе деньги на выдачу зарплаты забирал, и якобы трудоустроенным грузчикам сам ее относил, и ведомость за всех подписывал. Мотивировал он это тем, что карточек у грузчиков нет, а за назначенную зарплату мало кто готов работать. Когда на разгрузку требовалась много людей, просто нанимал грузчиков на час.
Махинации с «мертвыми душами» — неустаревающая и нередко встречающаяся схема. Все как у Чичикова: число сотрудников по документам отличается от количества реальных людей в офисе.
Племянницу и начальника склада уволили, а компания пересмотрела условия труда и должностные инструкции кадрового отдела.
Схема № 2. Мошенничество с транспортными расходами
Сумма ущерба: 500 тыс. руб. за шесть месяцев
Директор автопарка из 15 грузовых автомобилей заключил договор с фирмой по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Когда автомобилю нужен был ремонт или техническое обслуживание, сотрудники автопарка отгоняли ее на пару дней якобы на плановый ремонт. Но на деле автомобиль просто стоял, а подрядчик выписывал все необходимые документы. Директор приносил счета руководству, подрядчик получал оплату и выдавал ему «откат» наличными.
Такая схема стала возможна, потому что все процессы находились в руках одного человека. После увольнения махинатора собственник решил разделить процессы и ввести регулярную отчетность.
Схема № 3. Занижение себестоимости
Сумма ущерба: неизвестна
Директор утверждал нормы материалов на изготовление продукции ниже расхода. Разницу списывал за счет брака и получал себестоимость на 20% ниже реальной. А затем директор продавал якобы брак крупным оптом предприятию своего родственника, где они реализовывали товар по обычной цене.
Результат понятен: все участники получили по заслугам, а завод был реорганизован и сменил владельцев.
Схема № 4. Незаконное списание товара
Сумма ущерба: 2 млн руб. за шесть месяцев
В розничном магазине все было хорошо: документы составлялись, инвентаризацию вели, остатки считали. А потом пришел финансовый директор и решил составить управленческие отчеты. При детальной работе с цифрами он обнаружил недостачу товара на 800 тыс. руб. и начал копать.
Оказалось, что директор склада перебрасывал товары со склада на склад в зависимости от того, где шла инвентаризация, и каждую неделю списывал несколько.
После раскрытия схемы в магазине установили новое правило — проводить инвентаризацию каждую неделю и привлекать к ней незаинтересованных сотрудников.
Схема № 5. Закупка товара по завышенной цене
Сумма ущерба: неизвестна
Директор сети кофеен долго не понимал, почему зарабатывает так мало: у бизнеса была очень низкая маржа для отрасли.
Запросили товарные накладные: оказалось, что цена на самый обычный сахар почему-то была в семь раз выше рыночной — 280 руб./кг против 40 руб./кг. Стали проверять остальные позиции: то же самое — цена завышена в несколько раз.
Директор был настолько впечатлен разницей в цене, что сам стал заниматься закупкой товара.
Важно понимать, что контроль — это не обидное недоверие коллегам, а необходимость. Многие антигерои перечисленных кейсов были друзьями собственников и пользовались их большим доверием, но в результате получился не успешный бизнес с друзьями, а потеря и денег, и дружбы.
Как им помешать
Даже если вы сто лет знаете участников своей команды и уверены в них, пускать процессы на самотек не стоит.
Совет № 1. Создайте корпоративную культуру, в которой воровать просто не приходит в голову.
Все дело в среде
Если вы принимаете справедливые решения, создаете комфортные условия труда и имеете твердые принципы, сотрудникам просто не нужно придумывать схемы и обманывать.
Конечно, того, кто хочет украсть, вряд ли остановит корпоративная культура, но оправдать воровство в хорошей и справедливой компании становится труднее.
Совет № 2. Следите за бизнес-процессами.
Доверяй, но проверяй!
С ростом компании контроль за выполнением бизнес-процессов, как правило, ослабевает. Это приводит к разгильдяйству, которое сказывается на эффективности, халатности в выполнении обязанностей и мошенничеству.
Надеяться на совесть сотрудников — не самая верная идея. Не факт, что все непременно начнут воровать, но такая вероятность существенно повышается.
Избежать таких ситуаций позволит четкая корпоративная структура, разделение зон ответственности и регулярная отчетность.
Совет № 3. Разграничивайте ответственность между сотрудниками.
Разделяй и властвуй!
Бизнес-процессы стоит выстроить так, чтобы действия и контроль за ними не были сосредоточены в одних руках. Если ответственность за процесс будут нести несколько сотрудников, вероятность обмана существенно снизится.
Например, выставление счета или продажа должны быть подтверждены другим сотрудником. Тогда украсть или списать что-то будет сложнее — придется договариваться с коллегой.
Совет № 4. Введите системность.
В процессах, отчетах, проверках.
Когда в компании нет единой информационной системы, все сотрудники работают сами по себе, а учет ведется только для налоговой, появляется пространство не только для мошенничества, но и для обычных ошибок.
Настройте бизнес-процессы так, чтобы все было понятно и прозрачно для всех.
Ведите отчетность. Помните, что отчетность — это не про недоверие и кучу непонятных таблиц. Отчетность — это возможность избежать мошенничества, кассового разрыва и финансовых потерь.