ФНС ужесточает контроль за активами россиян за рубежом. Что происходит
Нынешний год может стать рекордным по числу деклараций, поданных россиянами о контролируемых ими иностранных компаниях (КИК). Причин несколько.
Во-первых, 2024 год — первый период подачи отчетности по КИК после завершившейся в 2023 году амнистии капиталов, которая побудила большое количество владельцев иностранных компаний отчитаться по КИК за предыдущие периоды без штрафных санкций. Отчитавшись раз в рамках амнистии капиталов, далее это нужно делать ежегодно, поэтому в 2024 году амнистированные владельцы КИК продолжают эту тенденцию.
Введенный мораторий на привлечение к ответственности за непредставление финансовой отчетности (за 2020 и 2021 финансовые годы) также позволил несколько облегчить отчетные обязательства владельцев и побудил еще больше контролирующих лиц раскрыть свои КИК еще до 2024 года и продолжить это делать в дальнейшем.
Дополнительный стимул декларировать свои иностранные компании появился на фоне текущей политической ситуации и антироссийских санкций: ряд сделок и операций с недружественными лицами запрещены или ограничены согласно мерам по обеспечению финансовой стабильности РФ — однако некоторых ограничений можно избежать и провести сделку, уведомив о КИК.
Редомициляция, или открытие компаний в дружественных юрисдикциях, позволило многим не только продолжить вести бизнес, несколько изменив движение средств и капиталов, но и добавило аргументов в пользу раскрытия КИК. Поскольку многие дружественные юрисдикции имеют открытые реестры данных о зарегистрированных компаниях либо весьма активно обмениваются с РФ информацией (в том числе посредством автоматического обмена финансовой информацией) — это побуждает налоговые органы РФ искать информацию о КИК в таких юрисдикциях, а российских налогоплательщиков — раскрывать информацию о них, не дожидаясь запросов налоговых органов.
Во-вторых, очевидно, что интерес налоговых органов к налогообложению зарубежных активов физических лиц к 2024 году вырос в несколько раз. Как заявила ФНС в своем отчете о работе за 2023 год, число декларируемых КИК увеличивается ежегодно, а по итогам 2022-го темпы их прироста стали рекордными за последние пять лет — 21%, т.е. число раскрытых КИК увеличилось до 45,6 тыс. при 18,3 тыс. контролирующих лиц. При этом подходы к администрированию КИК, после двух лет (2022–2023), которые были даны на «приведение дел в порядок», изменились в сторону ужесточения.
Это выразилось в нескольких формах.
1. Прежде всего — в отказе от продления моратория на штрафы по финансовой отчетности КИК. Ряд владельцев КИК, воспользовавшись мораторием, не готовили финансовую отчетность ни за 2020-й, ни за 2021 финансовые годы либо не предоставляли ее в налоговые органы. При этом вопросы от ФНС по отчетности за эти периоды поступают, несмотря на мораторий. В 2024 году их число может вырасти, так как к уведомлению о КИК, поданному в этом году, требовалось приложить финансовую отчетность за 2022 год. Не приходится думать, что налоговые органы забыли о тех, кто воспользовался мораторием за 2020 и 2021 годы.
2. Более пристальное администрирование иностранных активов выразилось в скрупулезном изучении документов, представляемых в отношении КИК. В этом году налоговики все чаще задают вопросы о причинах закрытия компаний, просят обосновать (хотя бы на словах) суммы расходов компаний, если они закрывались с убытком, интересуются, кому была продана иностранная компания, и т.д. Все больше запросов появляется:
- в отношении «портфельных» КИК, владеющих ценными бумагами, — о правильности корректировок по ст. 309.1 НК РФ;
- в отношении компаний, нераспределенная прибыль которых в пересчете на рубли почти достигла 10 млн руб., — налоговые органы чаще стараются доказать, что прибыль КИК была занижена намеренно.
3. Возросло количество отказов в льготе по освобождению прибыли КИК от налогообложения в РФ, например, по основаниям «активная иностранная компания» или «эффективная ставка налогообложения» и т.д. Налоговые органы все больше склонны не соглашаться с ее применением либо запрашивают больше документов, подтверждающих право на освобождение.
4. Налоговые органы стали требовать финансовую отчетность КИК из Казахстана, Армении, Белоруссии и Киргизии, прибыль которых не облагается в РФ на уровне контролирующего лица. Минфин РФ еще в 2021 году выразил позицию, что предоставление финансовой отчетности таких компаний не требуется, и до 2024 года эта позиция принималась налоговыми органами РФ. Теперь же налоговые органы стали требовать предоставления финансовой отчетности КИК из ЕАЭС на общих основаниях. Эта смена курса вызывает опасения, поскольку в дальнейшем может повлечь за собой увеличение количества штрафов, имеющих исключительно формальный характер.
5. За два последних года налоговые органы РФ отточили навыки администрирования зарубежных активов российских налогоплательщиков, приобрели опыт как в работе с информацией из автообмена и с иностранными реестрами, так и в побуждении налогоплательщиков к раскрытию информации о КИК.
6. Курс на ужесточение проявляется и в рамках реформы налоговой системы: законопроект, принятый недавно во втором чтении, содержит положения об увеличении налогового бремени для владельцев КИК, выбравших режим налогообложения фиксированной прибыли КИК. Если ранее сумма налога составляла 5 млн руб. в год независимо от количества КИК, размера их прибыли и других параметров, то в случае окончательного принятия изменений 5 млн руб. придется платить за каждые из первых пяти КИК, а максимальная стоимость абонемента для пяти и более КИК составит 25 млн руб.
Так ли все гладко у ФНС
Однако усиление экспертизы налоговых органов и рост числа раскрытых КИК проходит не без шероховатостей.
В 2024 году подача документов через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» преподнесла ряд сюрпризов налогоплательщикам. Так, значительно увеличилось число отказов в принятии документов через данный сервис. Даже заполненные по всем правилам уведомления со всеми прилагаемыми документами отклонялись налоговыми органами с завидной частотой. Формулировки отказов не выдерживали никакой критики — складывалось ощущение, что информация вообще не проверялась, поскольку повторная подача тех же самых документов по какой-то причине никаких вопросов не вызывала. А получение отказа после дедлайна подачи уведомления о КИК (30 апреля каждого года) автоматически означает штраф от 1 млн руб. по каждой КИК.
Технические проблемы сервиса стали еще разнообразнее. Так, запуск технических работ за неделю до последней даты подачи уведомлений в 2024 году не позволил многим владельцам КИК (например, находящимся в этот момент за рубежом) подать уведомление в оставшиеся сроки. Из-за подачи документов в последние дни нагрузка на сервис кратно возрастает и риск отказа в связи с техническими сбоями (а значит, и многомиллионного штрафа) еще выше.
Выпуск электронной подписи, без которой документы по КИК нельзя подать онлайн, мог занимать несколько дней. Многие налогоплательщики столкнулись с этой проблемой за два-три дня до окончания срока подачи. Налоговые органы на вопрос о сроках решения проблемы отвечали: «В течение недели», то есть после окончания сроков подачи, и прямо указывали, что отсутствие возможности подать документы онлайн не является основанием для неприменения штрафных санкций, поскольку документы можно подавать в бумажном виде (т.е. тем, кто находился в этот момент за рубежом и не имел возможности подать уведомление иным способом, неизбежно грозил штраф).
Проблем доставили и несовершенные формы уведомлений на сервисе. Заполненные страницы уведомлений часто просто не отображались в документе, направляемом в налоговый орган, что в ряде случаев приводило к отказу в принятии с формулировкой «неверно заполненное уведомление». Пояснения о том, что сервис не дает возможности заполнить иным образом, не воспринимались. Аналогичная ситуация возникала и с прилагаемыми к уведомлениям документами — в начале 2024 года сервис вообще не давал возможности загрузить никакие дополнительные документы, а в конце апреля документы можно было подгрузить, но на них часто приходил отказ в принятии. Таким образом, даже при онлайн-подаче уведомлений лучше не откладывать все на последний день и, учитывая значительные размеры штрафов, отнестись к подаче документов серьезно, в некоторых случаях получив помощь опытных специалистов.
Вероятно, в силу несовершенства внутренней коммуникации налоговые инспекторы в некоторых случаях не принимали пояснения налогоплательщиков об отсутствии у них обязанностей по КИК без дополнительных вопросов. Так, если владелец КИК заблаговременно направил налоговому органу пояснения о том, что он утратил статус налогового резидента РФ и у него нет обязанности подавать уведомление о КИК, а к пояснениям приложил сканы загранпаспорта с отметками о въезде/выезде из РФ, тем не менее сначала приходило информационное письмо о необходимости подачи уведомления о КИК, а затем запрос информации о причинах непредставления уведомления о КИК в установленный срок. Инспектор может позвонит и лично и задать этот же вопрос. Ответ об утрате налогового резидентства РФ, подтвержденного загранпаспортом, инспекторов не устраивал: этих доказательств оказывалось недостаточно, и требовался целый ряд дополнительных документов.
Что дальше
Тенденция на увеличение раскрытых КИК может продолжиться и после 2024 года, если для российских бизнесменов сохраниться возможность проведения платежей из иностранных юрисдикций. В противном случае бизнесмены будут вынуждены закрывать свои иностранные компании, что приведет к естественному сокращению КИК и отсутствию необходимости отчитываться по ним в налоговые органы РФ.