MapMakers - ФНС ужесточает контроль за активами россиян за рубежом. Что происходит от 23.07.2024

Новости

ФНС ужесточает контроль за активами россиян за рубежом. Что происходит

Нынешний год может стать рекордным по числу деклараций, поданных россиянами о контролируемых ими иностранных компаниях (КИК). Причин несколько.

Во-первых, 2024 год — первый период подачи отчетности по КИК после завершившейся в 2023 году амнистии капиталов, которая побудила большое количество владельцев иностранных компаний отчитаться по КИК за предыдущие периоды без штрафных санкций. Отчитавшись раз в рамках амнистии капиталов, далее это нужно делать ежегодно, поэтому в 2024 году амнистированные владельцы КИК продолжают эту тенденцию.

Введенный мораторий на привлечение к ответственности за непредставление финансовой отчетности (за 2020 и 2021 финансовые годы) также позволил несколько облегчить отчетные обязательства владельцев и побудил еще больше контролирующих лиц раскрыть свои КИК еще до 2024 года и продолжить это делать в дальнейшем.

Дополнительный стимул декларировать свои иностранные компании появился на фоне текущей политической ситуации и антироссийских санкций: ряд сделок и операций с недружественными лицами запрещены или ограничены согласно мерам по обеспечению финансовой стабильности РФ — однако некоторых ограничений можно избежать и провести сделку, уведомив о КИК.

Редомициляция, или открытие компаний в дружественных юрисдикциях, позволило многим не только продолжить вести бизнес, несколько изменив движение средств и капиталов, но и добавило аргументов в пользу раскрытия КИК. Поскольку многие дружественные юрисдикции имеют открытые реестры данных о зарегистрированных компаниях либо весьма активно обмениваются с РФ информацией (в том числе посредством автоматического обмена финансовой информацией) — это побуждает налоговые органы РФ искать информацию о КИК в таких юрисдикциях, а российских налогоплательщиков — раскрывать информацию о них, не дожидаясь запросов налоговых органов.

Во-вторых, очевидно, что интерес налоговых органов к налогообложению зарубежных активов физических лиц к 2024 году вырос в несколько раз. Как заявила ФНС в своем отчете о работе за 2023 год, число декларируемых КИК увеличивается ежегодно, а по итогам 2022-го темпы их прироста стали рекордными за последние пять лет — 21%, т.е. число раскрытых КИК увеличилось до 45,6 тыс. при 18,3 тыс. контролирующих лиц. При этом подходы к администрированию КИК, после двух лет (2022–2023), которые были даны на «приведение дел в порядок», изменились в сторону ужесточения.

Это выразилось в нескольких формах.

1. Прежде всего — в отказе от продления моратория на штрафы по финансовой отчетности КИК. Ряд владельцев КИК, воспользовавшись мораторием, не готовили финансовую отчетность ни за 2020-й, ни за 2021 финансовые годы либо не предоставляли ее в налоговые органы. При этом вопросы от ФНС по отчетности за эти периоды поступают, несмотря на мораторий. В 2024 году их число может вырасти, так как к уведомлению о КИК, поданному в этом году, требовалось приложить финансовую отчетность за 2022 год. Не приходится думать, что налоговые органы забыли о тех, кто воспользовался мораторием за 2020 и 2021 годы.

2. Более пристальное администрирование иностранных активов выразилось в скрупулезном изучении документов, представляемых в отношении КИК. В этом году налоговики все чаще задают вопросы о причинах закрытия компаний, просят обосновать (хотя бы на словах) суммы расходов компаний, если они закрывались с убытком, интересуются, кому была продана иностранная компания, и т.д. Все больше запросов появляется:

  • в отношении «портфельных» КИК, владеющих ценными бумагами, — о правильности корректировок по ст. 309.1 НК РФ;
  • в отношении компаний, нераспределенная прибыль которых в пересчете на рубли почти достигла 10 млн руб., — налоговые органы чаще стараются доказать, что прибыль КИК была занижена намеренно.

3. Возросло количество отказов в льготе по освобождению прибыли КИК от налогообложения в РФ, например, по основаниям «активная иностранная компания» или «эффективная ставка налогообложения» и т.д. Налоговые органы все больше склонны не соглашаться с ее применением либо запрашивают больше документов, подтверждающих право на освобождение.

4. Налоговые органы стали требовать финансовую отчетность КИК из Казахстана, Армении, Белоруссии и Киргизии, прибыль которых не облагается в РФ на уровне контролирующего лица. Минфин РФ еще в 2021 году выразил позицию, что предоставление финансовой отчетности таких компаний не требуется, и до 2024 года эта позиция принималась налоговыми органами РФ. Теперь же налоговые органы стали требовать предоставления финансовой отчетности КИК из ЕАЭС на общих основаниях. Эта смена курса вызывает опасения, поскольку в дальнейшем может повлечь за собой увеличение количества штрафов, имеющих исключительно формальный характер.

5. За два последних года налоговые органы РФ отточили навыки администрирования зарубежных активов российских налогоплательщиков, приобрели опыт как в работе с информацией из автообмена и с иностранными реестрами, так и в побуждении налогоплательщиков к раскрытию информации о КИК.

6. Курс на ужесточение проявляется и в рамках реформы налоговой системы: законопроект, принятый недавно во втором чтении, содержит положения об увеличении налогового бремени для владельцев КИК, выбравших режим налогообложения фиксированной прибыли КИК. Если ранее сумма налога составляла 5 млн руб. в год независимо от количества КИК, размера их прибыли и других параметров, то в случае окончательного принятия изменений 5 млн руб. придется платить за каждые из первых пяти КИК, а максимальная стоимость абонемента для пяти и более КИК составит 25 млн руб.

Так ли все гладко у ФНС

Однако усиление экспертизы налоговых органов и рост числа раскрытых КИК проходит не без шероховатостей.

В 2024 году подача документов через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» преподнесла ряд сюрпризов налогоплательщикам. Так, значительно увеличилось число отказов в принятии документов через данный сервис. Даже заполненные по всем правилам уведомления со всеми прилагаемыми документами отклонялись налоговыми органами с завидной частотой. Формулировки отказов не выдерживали никакой критики — складывалось ощущение, что информация вообще не проверялась, поскольку повторная подача тех же самых документов по какой-то причине никаких вопросов не вызывала. А получение отказа после дедлайна подачи уведомления о КИК (30 апреля каждого года) автоматически означает штраф от 1 млн руб. по каждой КИК.

Технические проблемы сервиса стали еще разнообразнее. Так, запуск технических работ за неделю до последней даты подачи уведомлений в 2024 году не позволил многим владельцам КИК (например, находящимся в этот момент за рубежом) подать уведомление в оставшиеся сроки. Из-за подачи документов в последние дни нагрузка на сервис кратно возрастает и риск отказа в связи с техническими сбоями (а значит, и многомиллионного штрафа) еще выше.

Выпуск электронной подписи, без которой документы по КИК нельзя подать онлайн, мог занимать несколько дней. Многие налогоплательщики столкнулись с этой проблемой за два-три дня до окончания срока подачи. Налоговые органы на вопрос о сроках решения проблемы отвечали: «В течение недели», то есть после окончания сроков подачи, и прямо указывали, что отсутствие возможности подать документы онлайн не является основанием для неприменения штрафных санкций, поскольку документы можно подавать в бумажном виде (т.е. тем, кто находился в этот момент за рубежом и не имел возможности подать уведомление иным способом, неизбежно грозил штраф).

Проблем доставили и несовершенные формы уведомлений на сервисе. Заполненные страницы уведомлений часто просто не отображались в документе, направляемом в налоговый орган, что в ряде случаев приводило к отказу в принятии с формулировкой «неверно заполненное уведомление». Пояснения о том, что сервис не дает возможности заполнить иным образом, не воспринимались. Аналогичная ситуация возникала и с прилагаемыми к уведомлениям документами — в начале 2024 года сервис вообще не давал возможности загрузить никакие дополнительные документы, а в конце апреля документы можно было подгрузить, но на них часто приходил отказ в принятии. Таким образом, даже при онлайн-подаче уведомлений лучше не откладывать все на последний день и, учитывая значительные размеры штрафов, отнестись к подаче документов серьезно, в некоторых случаях получив помощь опытных специалистов.

Вероятно, в силу несовершенства внутренней коммуникации налоговые инспекторы в некоторых случаях не принимали пояснения налогоплательщиков об отсутствии у них обязанностей по КИК без дополнительных вопросов. Так, если владелец КИК заблаговременно направил налоговому органу пояснения о том, что он утратил статус налогового резидента РФ и у него нет обязанности подавать уведомление о КИК, а к пояснениям приложил сканы загранпаспорта с отметками о въезде/выезде из РФ, тем не менее сначала приходило информационное письмо о необходимости подачи уведомления о КИК, а затем запрос информации о причинах непредставления уведомления о КИК в установленный срок. Инспектор может позвонит и лично и задать этот же вопрос. Ответ об утрате налогового резидентства РФ, подтвержденного загранпаспортом, инспекторов не устраивал: этих доказательств оказывалось недостаточно, и требовался целый ряд дополнительных документов.

Что дальше

Тенденция на увеличение раскрытых КИК может продолжиться и после 2024 года, если для российских бизнесменов сохраниться возможность проведения платежей из иностранных юрисдикций. В противном случае бизнесмены будут вынуждены закрывать свои иностранные компании, что приведет к естественному сокращению КИК и отсутствию необходимости отчитываться по ним в налоговые органы РФ.