«Бизнес-терминатор»: как ведет дела миллиардер Бернар Арно
Состояние Бернара Арно оценивается в $200 млрд, а стоимость принадлежащей ему компании LVMH уже превышает годовой бюджет Франции. Однако миллиардер продолжает расширять бизнес и не собирается уходить на пенсию.
Всегда безупречно одетый в вещи собственных брендов владелец конгломерата LVMH Бернар Арно имеет в бизнес-кругах репутацию хулигана из-за агрессивного подхода к ведению бизнеса. Возможно, именно противоречивые методы руководителя позволили компании, где работают 213 тыс. сотрудников (для сравнения в Apple Inc. штат около 160 тыс.), достичь рыночной капитализации в €368 млрд. Это в семь раз больше, чем у концерна Kering, владеющего Gucci и Yves Saint Laurent, и в пять раз больше, чем у Richemont с брендами Cartier и Buccellati. Только Hermès International SCA, французский производитель популярной сумки Birkin, приближается по размерам к LVMH. Рассказываем, как ведет бизнес один из богатейших людей планеты, которого конкуренты называют «волком в кашемире».
Привередливость и трудоголизм
Согласно оценке Bloomberg Billionaires Index, председатель правления и генеральный директор LVMH Бернар Арно занимает третье место в рейтинге богатейших людей планеты — состояние 75-летнего миллиардера превышает $200 млрд. «До тех пор, пока я не стану самым богатым человеком в мире, я не буду по-настоящему счастлив», — сказал однажды владелец конгломерата.
Сейчас в рейтинге миллиардеров первые два места занимают основатель Amazon Джефф Безос и глава Tesla и X Илон Маск. Однако Арно регулярно опережает своих соперников. Например, в апреле 2023 года состояние французского магната превысило отметку в $211 млрд, что позволило ему подняться на вершину списка. Вероятно, именно в эти дни миллиардер по-настоящему счастлив. Но есть ежедневные радости, которые поддерживают предпринимателя в течение долгих рабочих дней. «Я получаю удовольствие, когда прихожу на работу», — отмечал он в интервью Bloomberg.
Рабочий день Арно начинается в 8:00 и заканчивается в 20:30. Он любит пунктуальность и обладает хорошей памятью, поэтому часто припоминает сотрудникам их ошибки. Миллиардер отлично знает английский, но требует, чтобы все иностранные руководители подразделений его компании выучили французский. И чем скорее, тем лучше.
Сотрудники, работавшие с Арно на протяжении многих лет, а также те, кто просто знаком с бизнесменом, кажется, одновременно и восхищаются им, и боятся его. Так, один из подчиненных говорит, что глава LVMH ненавидит самодовольство, так что худшее, что можно при нем сделать — начать разговор с объявления о росте продаж. «Может быть, я немного менее, как бы это сказать, сердечен», — обронил однажды миллиардер на собрании акционеров.
Каждую субботу Арно проводит в собственных магазинах, посещая до 25 торговых точек в день. Здесь он оценивает оформление витрин, внешний вид сотрудников. «Он оставляет множество очень подробных комментариев буквально обо всем — от стульев в магазине до обуви, которую носят продавцы», — говорит его сын Александр, исполнительный вице-президент по продуктам и коммуникациям Tiffany & Co.
«Он работает 24 часа в сутки, — рассказывает Дельфин Арно, дочь миллиардера и генеральный директор Dior. — Когда он спит, ему снятся новые идеи».
«Папа моды»
Привередливость и трудоголизм, свойственные Бернару Арно, позволили ему превратить LVMH в крупнейший конгломерат стоимостью $397 млрд с 6,1 тыс. магазинов по всему миру. Самые известные компании, входящие в LVMH — дом моды Louis Vuitton, ювелирный бренд Tiffany, производитель чемоданов Rimowa и шампанского Moet & Chandon. Всего в конгломерат входят 75 брендов модной одежды и косметики.
Благодаря такому разнообразию брендов Арно получил прозвище «папа моды». Но есть у него и другое прозвище — «терминатор», которым окрестила его французская пресса за жесткие методы ведения бизнеса. Так, купив в 1984 году Dior, он уволил тысячи сотрудников, чтобы сократить расходы и тем самым сохранить компанию. Местный бизнес не был готов к такому «капитализму в американском стиле». Но методы предпринимателя в итоге пошли на благо бизнесу.
В 1980-х у Dior было всего три магазина, а продажи не превышали €90 млн. Теперь у модного бренда 439 торговых точек, а объем продаж превысил €9,5 млрд в 2023 году.
Арно верит в то, что компании сегмента люкс надо объединять, тогда сильные бренды за счет своих высоких показателей компенсируют более слабые и дадут им время для роста. «Эта идея пришла мне в голову после покупки Dior, — рассказывает он. — Я видел, что на рынке предметов роскоши есть много небольших фирм, которые, взятые вместе, могли бы стать намного успешнее».
Следуя этой идее, Арно купил французский бренд парфюмерии и косметики Guerlain в 1994 году, производителя одежды и изделий из кожи Celine в 1996 году и розничного продавца косметики Sephora в 1997 году. «Его целью было сосредоточить в своем портфолио все жемчужины рынка предметов роскоши в различных отраслях», — говорит Томаи Сердари, директор программы MBA Fashion & Luxury при Нью-Йоркском университете.
Главное — внимание
Арно уверен, что успех в сегменте роскоши заключается в том, чтобы постоянно привлекать внимание. Это еще одна причина, по которой магнат занимает видное место в бизнесе.
В начале 1990-х, несмотря на протесты руководства LVMH, Арно нанял британского дизайнера Джона Гальяно сначала в качестве креативного директора Givenchy, а затем Dior. «Я понял, что этот парень невероятен, когда поговорил с ним, — вспоминает миллиардер. — Он пришел в мой офис с волосами почти до колен, с дредами. Он взял лист бумаги и за час разработал 30–40 платьев».
«Интуиция подсказывала ему, что дамам нужны перемены», — объясняет ставку отца на эксцентричного дизайнера Антуан Арно. Действительно, Гальяно привлекал внимание клиентов благодаря дизайну, в котором классическая женская элегантность сочеталась с авангардом.
Так было до 2011 года, когда страдающего от наркозависимости Гальяно уволили из Dior из-за антисемитских высказываний. Но это не остановило Арно, он продолжил нанимать знаменитостей для продвижения брендов. К примеру, креативным директором мужской линии Louis Vuitton сейчас руководит рэпер Фаррелл Уильямс. Созданные им камуфляжные рубашки и байкерские куртки с монограммами привлекли новых покупателей. «Арно достаточно умен, чтобы понимать, что чрезвычайно творческой личности нужно дать простор для творчества, а затем поддержать этот талант сильным руководством LVMH», — говорит архитектор Питер Марино, который спроектировал многие флагманские магазины компании.
«Государство в государстве»
Французская пресса считает компанию Арно настолько могущественной, что называет ее «государством в государстве». «В такой стране, как Франция, быть самым богатым человеком в мире (или вторым, когда он опережает Илона Маска) — это особый статус. Никто так не говорит, но никто и не оспаривает: генеральный директор LVMH Бернар Арно приравнивается к главе государства», — писало французское издание Le Monde в 2023 году.
Такое положение Бернара Арно неудивительно, ведь его конгломерат оценивается в почти €400 млрд — это больше, чем национальный бюджет Франции.
Несмотря на такие достижения, миллиардер не собирается замедляться. Его компания продолжает скупать недвижимость в Майами, Нью-Йорке и Париже. Недавно руководство LVMH сообщило о покупке французского бистро Chez l'Ami Louis, история которого насчитывает 100 лет. Также конгломерат объявил о крупных инвестициях в производителя роскошных вагонов для поездов Orient Express.
В то же время Арно признает, что ему придется «ослабить хватку», когда он станет старше. Тогда управление конгломератом перейдет в руки одного из пяти детей миллиардера, которые уже занимают высокие должности. Единственная дочь Дельфина работает гендиректором Christian Dior Couture, Антуан — СЕО производителя кожаной обуви Berluti, Александр — глава Tiffany & Co. Фредерик Арно руководит всеми брендами часов в компании, а Жан — директор отдела часов Louis Vuitton.
Но пока миллиардер, судя по всему, не готов передавать бразды правления. Недавно LVMH повысила максимальный возрастной ценз для своего генерального директора с 75 до 80 лет.
Источники: Bloomberg, Fortune, WSJ, LVMH