MapMakers - Какие прогнозы из фильмов 1980-х про ИИ уже сбылись, а какие — пока нет от 17.07.2024

Новости

Какие прогнозы из фильмов 1980-х про ИИ уже сбылись, а какие — пока нет

Многие из нас, похоже, успели влюбиться в свои айфоны задолго до выхода фильма Спайка Джонза «Она», в котором идея любви между человеком и ИИ раскрывается как никогда полно. Но все заговорили о пророческом смысле фильма, в котором повседневное взаимодействие с искусственным интеллектом выходит далеко за рамки запросов о том, как пройти в библиотеку, только осенью 2023 года, когда он отметил десятилетний юбилей. А наши представления об ИИ сформировались и вовсе задолго до выхода этого фильма.

Это случилось еще в эпоху спандекса, неоновых огней и восьмибитной компьютерной графики — в 1980-е.

Представление о продвинутых роботах с собственным разумом появилось еще раньше — как минимум в 1872 году. В его основу лег роман Сэмюэла Батлера «Едгин» (во включенных в роман пародийных трактатах Батлер впервые в истории мировой литературы пишет об искусственном интеллекте, правах животных и сатирически комментирует эволюционную теорию и последствия индустриальной революции. — РБК Pro). Эта идея затем развивалась на протяжении десятилетий: зрители видели роботов-рабочих в фильме «Метрополис» (1927), роботов-убийц в «Мире дикого Запада» (1973) и сверхразумный компьютер-корабль в «Космической одиссее 2001 года» (1968).

Но массовую популярность идеи и мотивы, связанные с искусственным интеллектом, обрели в 1980 годах. Под конец холодной войны одни режиссеры вдохновлялись идеями ядерного апокалипсиса, ускоренного или полностью управляемого ИИ, а другие создавали вполне обыденные сюжеты на волне развития индустрии персональных компьютеров.

Независимо от линии повествования широта применения ИИ в развлекательных фильмах 1980-х показывает: именно в это десятилетие наш страх и восхищение этой технологией достигли полного расцвета.

Сегодня мы говорим об искусственном интеллекте постоянно, но впервые эти разговоры зазвучали еще в эпоху Макса Хэдрума. И некоторые прогнозы оказались пугающе точными.

Какие предсказания сбылись

1. Мы действительно постоянно взаимодействуем с ИИ

Если вы бросите камень во вселенной 2015 года, изображенной в фильме «Назад в будущее 2» (1989), то обязательно попадете в «умную» технику.

Но даже если в фильмах 1980-х годов не было конкретных технологий будущего, они все равно предвосхищали грядущие события — в первую очередь то, что искусственный интеллект будет повсюду. Да, мы не летаем на парящих скейтах, но каждый день взаимодействуем с дисплеями.

Повсеместное распространение ИИ в этих фильмах выходит далеко за рамки бытовой электроники — в профессиональную сферу, где, например, полицейские участки заполняются «робокопами». И хотя в 2024 году ИИ еще не оставил людей без работы, его уже используют в сфере наблюдения и кибербезопасности, а также во многих других областях.

2. ИИ становится более общительным

Если отбросить сомнительное с юридической точки зрения голосовое сходство со звездой фильма «Она», GPT-4o — это всего лишь самая свежая версия разговорного ИИ, способного без умолку болтать о чем угодно. Переход к разговорному ИИ только начался, но это уже гораздо больше напоминает репликантов (бесплодный генетически сконструированный андроид, созданный для использования при освоении новых опасных для человека планет. — РБК Pro) из «Бегущего по лезвию» и нахального авторобота KITT из «Рыцаря дорог», чем монотонные фразы телефонного автоответчика, к которым мы привыкли.

3. Мы отдаем на аутсорс ИИ даже творческие задачи

В начале 2024 года в соцсети X завирусился пост Джоанны Мациевски, который отразил беспокойства многих творческих людей. «Я хочу, чтобы ИИ стирал и мыл посуду, чтобы я могла заниматься искусством и сочинять, — пишет она, — а не чтобы ИИ занимался искусством и сочинял, пока я стираю и мою посуду».

Однако с этим согласны не все. У новых генеративных ИИ вроде Sora (нейросеть для создания видеороликов от Open AI. — РБК Pro) есть поклонники в Голливуде, хотя они и вызывают недоумение у многих других.

Простоватая комедия 1980-х «Электрические грезы» предсказала день, когда люди с дефицитом креативности передадут создание творческих произведений искусственному интеллекту. В ней неудачник Майлз дает своему «разумному» компьютеру Эдгару указания по написанию песни, которую он может выдать за свою, чтобы произвести впечатление на скрипачку, в которую влюблен. «Используй такие слова, как «обнять», «прижать», «поцеловать в губы», «слезы на подушке» — неважно, главное, чтобы они были в рифму», — дает указания Майлз, имитируя будущее взаимодействие пользователей с такими приложениями, как AIVA и Riffusion. Однако эти приложения, скорее всего, не дадут такого реалистичного результата, какой в итоге получился у Эдгара: его компьютер написал настоящий «медляк», хоть тот и сильно напоминал одну из песен Culture Club.

4. ИИ будет обыгрывать нас в компьютерных играх

Еще на заре развития видеоигр в фильмах стали утверждать, что искусственный интеллект справится с ними гораздо лучше, чем человек.

В 1985 году, когда вышла Nintendo Entertainment System, в фильме D.A.R.Y.L. показали мальчика-робота, усыновленного человеческой семьей, которая не знала о его реальной природе. Он без труда обыгрывал своего 10-летнего приемного брата в игре Pole Position.

Сейчас разработать ИИ, способный обыграть человека в любой видеоигре, стало настолько просто, что ученые из DeepMind компании Google занялись созданием модели, которая способна совершенствовать для пользователя игровой процесс. Сегодня уже трудно представить, что когда-то у Nintendo был call-центр клиентской поддержки, где на звонки отвечали живые люди.

5. Нам потребуются специальные детекторы ИИ

Одна из самых захватывающих сцен в фильме «Бегущий по лезвию» — тест Войта-Кампфа, который определяет, является ли тестируемый репликантом. Это что-то вроде устного теста Роршаха (психодиагностический тест с чернильными пятнами. — РБК Pro), только в нем есть неправильные ответы и они караются смертной казнью.

Наш мир (пока) не изобилует репликантами, но генерируемый ИИ контент уже выглядит достаточно реалистично, чтобы для проверки его подлинности требовались специальные инструменты. Сегодня существуют тесты, позволяющие определить, участвовал ли ИИ в создании текстов, сценариев фильмов, произведений искусства, а также голосов людей. К счастью, они выглядят сложнее, чем привычные нам проверки с вопросами вроде «на каком из этих изображений есть дорожный знак».

Какие предсказания пока не сбылись

1. ИИ будет похож на людей

В технотриллерах 1980-х годов зрители зачастую наблюдали за ИИ-роботами, выдающими себя за людей. Хотя сегодня интернет кишит ботами-мошенниками, созданными для кражи денег или вмешательства в ход выборов, у них редко есть физическое тело. Похоже, что людям гораздо удобнее иметь дело с виртуальными помощниками и — как все чаще происходит — «друзьями», которые живут в наших телефонах (однако в последнее время крупные компании, в том числе Nvidia, уже начали заниматься созданием роботов с ИИ. — РБК Pro).

2. ИИ будет испытывать человеческие эмоции

Когда ИИ-ребенок из фильма D.A.R.Y.L (1985) не занят обыгрыванием приемного брата-человека в Pole Position, он испытывает весь спектр человеческих эмоций. Он выглядит искренне напуганным, когда его преследуют правительственные агенты, и радуется, когда ему удается ускользнуть. И судя по всему, он выражает эти чувства не потому, что так запрограммирован.

Но, несмотря на то что ИИ-модели, безусловно, умеют имитировать эмоции людей, нуждающихся в сочувствии, они вряд ли впадут в экзистенциальный кризис при перспективе разборки на части, как № 5 из фильма «Короткое замыкание», и уж тем более не ударятся в поэзию, как Рой Бэтти в культовом монологе в конце «Бегущего по лезвию».

3. ИИ будет способен самостоятельно мыслить и действовать

«Прости, приятель, прости меня», — говорит KITT, проницательный авторобот Pontiac Trans Am из сериала «Рыцарь дорог», перед тем как катапультировать беспомощного Дэвида Хассельхоффа из водительского кресла. Это не результат работы алгоритма «дерева решений», заложенного в программу KITT («в случае угрозы Х сделай У»). Это просто то, что пришло в голову суперкомпьютеру на колесах в самый ответственный момент, — самостоятельное решение.

Как и WOPR из фильма «Военные игры», KITT был наделен способностью мыслить и действовать автономно. Нам остается лишь надеяться на то, что ни одна ИИ-модель в реальном мире никогда не получит такой свободы.

4. ИИ будет склонен к манипулированию и недоброжелательности

В 1980-е годы не было особого оптимизма по поводу того, как поведет себя ИИ, обладающий самосознанием. Казалось, ИИ никогда не действовал в интересах человечества. Вместо этого он оценивал нас, как «гламурных» обезьян, и начинал уничтожать соответствующим образом — будь то Скайнет, провоцирующий ядерный апокалипсис в «Терминаторе», или разумный компьютер из «Супермена 3», превращающий женщину в киборга. (Эта невероятно пугающая сцена совершенно не сочетается с остальной атмосферой шутливого детского фильма). В реальной жизни ИИ-модели пока не демонстрируют враждебного поведения, хотя тревожный опыт пользователи уже не раз описывали.

5. ИИ выйдет из-под контроля человека

Герои фильма «Военные игры» специально разработали суперкомпьютер WOPR без предохранителя на случай принятия сложного решения о запуске ядерной бомбы, которое слабохарактерный человек может провалить. Хотя у большинства других ИИ в фильмах 1980-х есть выключатель, как у KITT, или другие средства контроля, они почти всегда умудряются их обойти.

В реальной жизни этого пока не произошло, но такая возможность вызывает серьезные опасения. Опрос, проведенный среди исследователей ИИ в 2022 году, показал, что большинство из них считают, что вероятность того, что наша неспособность контролировать ИИ приведет к катастрофе, угрожающей человеческому существованию, составляет 10% или более. Остается надеяться, что разыгранные на экране в 1980-е годы сценарии уничтожения цивилизации вызвали у нас настороженность в достаточной степени, чтобы не допустить их повторения в реальной жизни. Но даже если в итоге внедрение ИИ приведет «всего лишь» к повальной безработице и обезличиванию искусства, возможно, многие пожалеют о том, что мы избежали апокалипсиса.

Этот материал был впервые опубликован в журнале Fast Company или на сайте https://www.fastcompany.com/. Оригинал статьи можно прочитать по ссылке. © 2024. Все права защищены. Материал предоставлен Tribune Content Agency.