MapMakers - Минэнерго предложило продлить запрет экспорта бензина на осень от 17.07.2024

Новости

Минэнерго предложило продлить запрет экспорта бензина на осень

Минэнерго предлагает продлить временный запрет на экспорт бензина для стабильной ситуации осенью. С соответствующим предложением первый замминистра энергетики Павел Сорокин обратился к вице-премьеру Александру Новаку (РБК ознакомился с письмом, его подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием документа).

Ведомство выступило с идеей «продлить действие временного запрета до конца 2024 года», но «фактически на сентябрь и октябрь». В период с ноября по декабрь предлагается оставить эмбарго на поставки за рубеж только для непроизводителей нефтепродуктов «в целях недопущения «вымывания» демпфированных объемов бензинов товарных с внутреннего рынка Российской Федерации, нанесения ущерба федеральному бюджету и дестабилизации ситуации на внутреннем рынке».

В министерстве считают, что продление запрета на экспорт позволит не допустить «ухудшения ситуации на внутреннем рынке моторного топлива в условиях ремонтов, проводимых на нефтеперерабатывающих заводах, в сентябре—октябре 2024 года и сохраняющегося сезонного спроса в осенний период».

РБК направил запрос в секретариат вице-премьера Новака и пресс-службу Минэнерго.

Временный запрет на экспорт бензина был введен с 1 марта по 31 августа в качестве превентивной меры на период высокого летнего спроса. При этом он не распространялся на поставки по международным соглашениям в страны ЕАЭС. Но с 20 мая по конец июня эмбарго было приостановлено. Ограничения отменили для нивелирования рисков «снижения объемов переработки отдельными НПЗ», а также для «освобождения портов от объема топлива, планировавшегося к экспорту». Право на экспорт получили только производители бензина, для так называемых серых экспортеров (непроизводителей) запрет сохранился. В конце июня экспорт был разрешен еще на месяц — на июль.

Какова сейчас ситуация на внутреннем рынке

Если введение эмбарго привело к снижению оптовых цен на бензин, то его отмена возобновила тенденцию к росту. В июле стоимость топлива обновляет максимумы с прошлого года. Так, АИ-92 по итогам торгов 16 июля подорожал на 1,37% — до 56,360 тыс. руб. за тонну, следует из данных территориального индекса по европейской части России Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Его цена 4 июля поднималась до максимума с октября прошлого года, составив 56,488 тыс. руб. за тонну. Бензин АИ-95 достиг 16 июля 72,417 тыс. руб. за тонну, прибавив в цене 1,87%. Это максимум с сентября 2023 года.

Вслед за оптовыми ценами изменились и розничные: за неделю с 2 по 8 июля обе марки бензина (АИ-92 и АИ-95) прибавили в цене по 0,6%, следует из данных Росстата. С начала года бензин на АЗС подорожал на 3,6%, что, однако, ниже предельного уровня 4,7%.

На этом фоне Федеральная антимонопольная служба (ФАС) 12 июля заявила, что поддерживает возврат к запрету экспорта бензина с 1 августа 2024 года. По мнению службы, это позволит обеспечить стабильность цен и насытить внутренний рынок в период плановых ремонтов на НПЗ и повышенного спроса, связанного в том числе с полевыми работами. Как сообщили РБК в ФАС, решение о продлении запрета на экспорт бензина с сентября необходимо будет рассматривать с учетом анализа и ценовой ситуации на топливном рынке.

По информации газеты «Коммерсантъ», ФАС выступила с предложением не продлевать разрешение на экспорт на совещании по рынку топлива у Новака 8 июля. В свою очередь, вице-премьер позицию службы поддержал. Сам Новак 15 июля рассказал журналистам, что правительство в конце месяца оценит рынок и возобновит запрет на экспорт бензина в августе, если ситуация будет напряженной. В целом вице-премьер считает внутренний рынок стабильным, но отметил «чувствительную» реакцию на поставки бензина АИ-95.

«У нас есть запасы. Просто идет график ремонтов некоторых заводов, которые должны в ближайшее время выйти, и объемы будут как прежде», — прокомментировал Новак (цитата по «РИА Новости»).

Как сообщило 15 июля агентство Reuters со ссылкой на данные источников и собственные расчеты, в январе—июне российские НПЗ снизили объем нефтепереработки на 5,6 млн т, или 4%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 131,8 млн т. Газета «Коммерсантъ», ссылаясь на собеседников на рынке, пишет, что нефтекомпании продолжают увеличивать производство бензина, но медленнее, чем растут потребности в продукте.

Официальную статистику по производству топлива в России Минэнерго закрыло в мае, чтобы избежать «манипулирования рынком со стороны недобросовестных его участников». Однако 5 июля ведомство заявило, что текущего объема производства бензина и дизельного топлива достаточно для полного удовлетворения спроса в высокий сезон. По данным министерства, среднесуточный уровень отгрузки бензина на внутренний рынок в июле соответствует аналогичному показателю июля прошлого года (около 106 тыс. т в сутки), а по дизелю — выше на 13% (в среднем около 166 тыс. т в сутки). В то же время «нефтяным компаниям было рекомендовано дополнительно увеличить объем биржевых продаж» как бензина, так и дизеля.

Запрет экспорта бензина показал свою эффективность в марте—мае, прокомментировал РБК Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер». «Цены, наверное, впервые за несколько сезонов не росли в это время года. Соответственно, как только Минэнерго и правительство начали говорить о возможности возобновить экспорт, а затем приостановили действие эмбарго, цены пошли вверх», — отметил он.

Однако, если говорить о стоимости бензина в рознице, то ее рост укладывается в параметры инфляции и на текущий момент не вызывает беспокойства, считает эксперт. Что касается биржи, то удорожание топлива связано в том числе с вновь возникшими проблемами по его доставке и отгрузке, на фоне которых возник повышенный спрос обеспокоенных покупателей. «Клиенты страхуются, они не понимают, когда придет топливо, когда оно будет отгружено, поэтому покупают больше», — говорит Гусев.

Эксперт считает ввод эмбарго «сильной стабилизирующей мерой», поэтому поддерживает продление запрета экспорта на осень. «В данном случае, я считаю, запрет экспорта нужен, потому что он будет стабилизировать рынок. Возможно, конечно, в большей степени морально, но все равно это сыграет свою роль», — полагает Гусев.