Дефицитные продажники: найти, приручить и не переплатить. Полный гайд
В 2024 году работодатели ощущают острую нехватку менеджеров по продажам (МП) — это вторая по дефицитности специальность на рынке. В ретейле дефицит кадров самый сильный за последние 20 лет. Вторая проблема — низкая квалификация претендентов на должность. При этом работодатели готовы платить менеджерам по продажам до ₽300 тыс. в Москве и до ₽250 тыс. в Петербурге, согласно данным Superjob.
Чтобы не переплачивать, но и не лишиться прибыли из-за нехватки рук, давайте рассчитаем нужное количество специалистов по продажам и решим проблемы найма разумно.
Сколько менеджеров по продажам нужно бизнесу?
Если ваш бизнес связан с продажами, менеджера вам следует нанимать сразу при открытии. А в действующем проекте — увеличивать штат МП при росте ключевых показателей.
Например, в строительной компании при росте трафика более чем на 30% руководитель увеличил штат на одного МП. Так как число клиентов возросло, норма часов, рассчитанная на одного клиента, сократилась. Это грозило уменьшением среднего чека и снижением его наполняемости из-за того, что менеджеры не успевали плотно общаться с клиентами и продавать им больше. Без дополнительного сотрудника бизнес мог потерять в доходе даже при хорошем трафике.
Чтобы получить желаемый результат в долгосрочной перспективе, нужно заранее знать, сколько человек и когда вам потребуется. Для расчета числа МП, которые будут нужны, будем ориентироваться на стратегические цели по увеличению оборота b2c-компании.
Например, цель бизнеса выглядит следующим образом:
- цель первого года: оборот ₽30 млн — этап запуска бизнеса;
- цель второго года: оборот ₽100 млн — этап выхода на новый рынок;
- цель третьего года: оборот ₽300 млн — этап выхода на международный канал сбыта.
На первый взгляд это кажется невозможным. Но если готовить бизнес к таким цифрам с открытия, все получится. Поставив цели и посчитав цифры, мы увидели четкие шаги по формированию отдела продаж.
Декомпозируем.
Для расчета требуемого количества сотрудников в отдел продаж потребуются данные:
- время на отработку одного клиента — два часа;
- количество рабочих часов в месяц у одного МП — 120 часов;
- средний чек — ₽30 тыс.;
- уровень конверсии в покупку — 50%.
Оборот МП считаем по формуле:
рабочее время / время на одного клиента * конверсия * средний чек.
Подставив наши данные, получаем ₽900 тыс. — столько МП отработает качественно в месяц при стандартном графике.
Далее делаем расчеты по штату, отталкиваясь от наших целей.
Получаем детальный расчет.
Цель первого месяца: оборот ₽1 млн. Справится один МП, если добавить ему пару смен в график.
Цель второго месяца: оборот ₽2 млн. Требуется нанять дополнительно одного МП (два менеджера с оборотом по ₽900 тыс. плюс дополнительные смены в графике).
Цель шестого месяца: оборот ₽15 млн. Требует глобальной проработки, нужно решать вопрос стратегически.
При наших показателях нам бы потребовалось 16 МП с оборотом по ₽900 тыс., но это увеличит расходы на ФОТ, плюс затраты на рабочие места и прочие операционные расходы.
В такой ситуации важно разгрузить отдел, сокращая время на отработку одного клиента. Оптимизация процессов — обязанность руководителя отдела продаж (РОП). Также он разгрузит владельца для стратегического управления компанией.
Определяем оптимальную стратегию.
- За три месяца до планируемого оборота нанимаем РОП при штате пять МП (оптимально).
- Оптимизировав процессы, вводя регламенты и правила работы, новые программы учета — время на отработку одного клиента возможно сократить в два раза, то есть в нашем случае это до одного часа. Плюс сам РОП может подстраховать отдел в продажах.
- Таким образом, нам потребуется в штате семь-восемь менеджеров на весь оборот в ₽15 млн.
Важный момент при постановке долгосрочных целей — определение ожидаемых объемов продаж. Необходимо учитывать планируемые рекламные кампании, обновление ассортимента, возможное повышение цен на товары или услуги. Это позволит нам заранее спланировать набор персонала, определить его количество и временные рамки работы, а также установить личные планы для каждого сотрудника.
При таком подходе проект не «захлебнется» в продажах. И, что немаловажно, владелец не будет погружен в эти вопросы, а значит, сможет думать о стратегии развития бизнеса.
Как нанять менеджера по продажам?
Чтобы в вашей команде появился подходящий специалист, следуйте инструкции.
1. Проработайте оргструктуру компании или отдела продаж. Опишите бизнес-процессы с учетом появления МП.
2. Пропишите должностные обязанности на основании описанных процессов и целей компании (например, увеличение объема продаж, улучшение обслуживания клиентов, расширение клиентской базы и т.д.).
3. Разработайте мотивацию МП. В этом вам поможет анализ ключевых показателей, а также анализ рынка.
Самый эффективный вид мотивации. Особенно подойдет для бизнеса b2c:
Оклад (зависит от количества рабочих часов)
+
Бонус от личного плана (1%)
+
Командный бонус (при выполнении общего плана на отдел продаж)
+
Премия за KPI (вменяем важные ключевые показатели, например, средний чек, количество закрытых сделок и другое).
А вот система мотивации, основанная исключительно на бонусах от продаж, может показаться привлекательной работодателю, но она не всегда является лучшим решением. Такой подход сопряжен с определенными рисками.
Как дополнительный вариант, в некоторых ситуациях может быть эффективной система, при которой менеджер получает бонусы в зависимости от прибыли на конкретную продукцию.
4. Составьте подробное описание вакансии, включающее обязанности, требования к кандидатам, условия работы и т.д.
Важно! Не копируйте вакансии других компаний, у всех своя специфика, структура, цели.
5. Разместите вакансию на специализированных сайтах, в социальных сетях и профессиональных сообществах. Вы также можете воспользоваться услугами рекрутинговых агентств.
На что обратить внимание при собеседовании МП?
Ищите кандидатов с опытом работы в сфере продаж. Запросите рекомендации с предыдущего места работы, отзывы коллег и клиентов.
Оцените коммуникативные навыки. Менеджер должен быть убедителен, уметь находить общий язык с клиентами. Посмотрите, располагает ли он к себе, приятен ли в общении.
Проведите тестовые продажи. Задайте потенциальному кандидату кейс и посмотрите, как он справится с продажей. Это поможет вам оценить его способность к коммуникации и умение продавать. Если возможно, попросите его посетить в магазин или связаться с клиентом из холодной базы и провести продажу. Однако важнее всего не сама продажа, а подход кандидата, его общение с людьми и знание техник продаж.
Обратите внимание на проактивность. Спросите, что кандидат узнал о вашей компании, что выделил для себя.
Сфокусируйтесь на мотивации. Хороший МП должен быть мотивирован достигать поставленных целей и готов принимать вызовы. Узнайте у кандидата, в чем ему интересно развиваться, каковы его увлечения.
Как помочь менеджеру по продажам с адаптацией?
Итак, сотрудник найден — и начинается самое важное. Для того чтобы МП как можно скорее адаптировался и начал приносить пользу бизнесу, разработайте план по внедрению новых сотрудников.
Я рекомендую включить в него следующие позиции.
- Личный путь в компании. Покажите новичку его задачи на ближайшие месяцы, а также планы компании на годы. Сотрудник должен видеть свою траекторию развития, знать все задачи и требования к нему.
- Знания о продукте. Предоставьте МП возможность их получить.
- Обучение и тренировки. Обеспечьте сотруднику возможность обучаться, чтобы он мог эффективно продавать ваш продукт/услугу.
- Мотивация. Важно, чтобы МП был стимулирован достигать поставленных целей.
- Постепенное делегирование. По мере роста бизнеса и увеличения объема продаж делегируйте часть обязанностей менеджеру.
- Погружение в бизнес. Сотрудник должен понимать, какой вклад он вносит. Важно беседовать с ним лично, привлекать к участию в совещаниях и переговорах, способствовать тому, чтобы он разделял миссию и цели компании.
Как оценивать эффективность менеджера по продажам?
- Оценивайте объем продаж по ключевым показателям: личный план, конверсия, средний чек, наполняемость чека, цикл сделки — с учетом специфики вашего бизнеса.
- Обратите внимание на возвращаемость клиентов. Хороший МП не только привлекает трафик, но и удерживает покупателей.
- Слушайте отзывы. Узнавайте, что думают о вашем менеджере его клиенты и партнеры (проводите опросы клиентов по NPS (индекс приверженности компании), читайте отзывы, жалобы).
Помните, МП играет важную роль в масштабировании бизнеса и имеет значительное влияние на его успех. Он способен не только увеличивать объемы продаж, но и создавать долгосрочные отношения с клиентами, улучшать имидж компании и увеличивать ее прибыль. Вот почему так важно инвестировать не только в продукцию и маркетинг, но также в обучение и мотивацию своих продавцов.