ЕС запретил регистрировать IP-объекты из РФ. Что это значит для бизнеса
24 июня 2024 года опубликованы изменения в постановление Совета ЕС № 833/2014 от 31 июля 2014 года, устанавливающие новые ограничения для российских компаний: теперь для них предусмотрен запрет на регистрацию новых объектов интеллектуальной собственности в ЕС, а европейские компании теперь обязаны включать в контракты оговорки о запрете реэкспорта IP-активов в Россию.
Согласно пункту 20 преамбулы постановления, ЕС считает, что российские суды не предоставляют правообладателям из ЕС адекватной защиты их прав, что дает необоснованное преимущество российскому бизнесу. С учетом этого Европейским союзом были введены санкции в сфере интеллектуальной собственности. Разберемся, как новые санкции затронут бизнес из России.
1. Российским заявителям запретили регистрировать интеллектуальную собственность в ЕС
Новая статья 5s постановления предусматривает, что патентным ведомствам в ЕС запрещается принимать новые заявления на регистрацию IP-объектов (товарных знаков; патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы; географических указаний и наименований мест происхождения товаров) от российских физических и юридических лиц. Запрет действует и при совместной подаче заявлений российским и иностранным лицом.
Патентным ведомствам в ЕС также запрещается принимать иные запросы и обращения от российских физических и юридических лиц, связанные с заявлениями на регистрацию новых IP‑объектов (например, информационные письма, запросы на изменение данных в заявке).
Требования распространяются на подачу новых заявок через следующие ведомства:
- национальные ведомства по интеллектуальной собственности стран — участниц ЕС (например, Австрийское патентное ведомство, Германское ведомство по патентам и товарным знакам);
- Ведомство ЕС по интеллектуальной собственности (EUIPO);
- Европейское патентное ведомство (European Patent Office).
Страны — участницы ЕС также обязуются приложить все усилия для того, чтобы Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) не принимала заявки на регистрацию IP‑объектов от российских заявителей.
Требования не применяются к заявителям — физическим лицам следующих категорий:
- гражданам государств ЕС, Европейской экономической зоны или Швейцарии;
- гражданам, имеющим временное или постоянное разрешение на проживание в государстве ЕС, Европейской экономической зоны или Швейцарии.
Комментарий
Исходя из формулировок, указанные нововведения распространяются исключительно на заявки (заявления, запросы), поданные российскими заявителями после 24 июня 2024 года.
Заявки, поданные ранее указанной даты, должны быть рассмотрены в стандартном режиме, а все ранее зарегистрированные IP-объекты сохраняют свое действие.
Ограничения не распространяются на программное обеспечение. В ЕС, как и в России, программное обеспечение охраняется в качестве объекта авторского права (произведения), и потому программы не нуждаются в какой-либо обязательной регистрации или патентовании.
Пока неясно, как именно будут распространяться ограничения на международную регистрацию IP-объектов в WIPO. Полагаем, что ситуация может разворачиваться так:
- При подаче международной заявки в WIPO российский заявитель может запросить правовую охрану как в странах ЕС, так и в других странах (например, в Китае). С учетом ограничений российские заявки, полученные WIPO, не будут передаваться на рассмотрение в национальные ведомства ЕС.
- Есть два варианта: либо WIPO не будет передавать российские заявки в ведомства ЕС, либо сами ведомства будут отказывать в принятии заявки на рассмотрение. Независимо от варианта, IP-объекту не будет предоставлена правовая охрана на территории ЕС.
- С большой вероятностью российские заявители смогут продолжить использование сервисов WIPO для регистрации IP-объектов во всех странах — участницах международных договоров WIPO, за исключением стран ЕС.
Несмотря на то что теперь закрыта возможность регистрации IP-объектов для российских заявителей, такие IP-объекты все еще можно использовать на территории ЕС без регистрации. Российские правообладатели могут защищать интеллектуальную собственность другими способами — например, оформить права на ноу-хау или использовать инструменты коммерческой тайны.
На данный момент неясно, каким образом патентные ведомства ЕС будут исполнять санкции: будут ли ведомства вводить проверку бенефициаров для заявителей из дружественных юрисдикций, популярных для бизнеса с российскими корнями (например, Казахстан или Турция), или же будут проверять, были ли такие IP-объекты (например, товарные знаки) ранее зарегистрированы в РФ.
Можно ожидать, что скоро в российском бизнесе появится практика передачи прав на регистрацию IP‑объектов на территории ЕС компаниям, которые не имеют какой-либо связи с РФ.
2. В контрактах появится запрет на реэкспорт IP-активов в Россию (NO Russia CLAUSE)
Новая статья 12ga постановления предусматривает, что физические и юридические лица из ЕС, которые заключили с контрагентами из третьих стран контракты в отношении IP-объектов, обязаны до 26 декабря 2024 года включить в контракты оговорку «No Russia» примерно следующего содержания:
«Пользователю запрещено сублицензировать IP-объекты или иным образом разрешать кому-либо их использовать, если в конечном итоге это приведет к использованию IP‑объектов в России или в связи с Россией».
Требование о включении оговорки «No Russia» в контракт действует только для IP‑объектов, связанных с товарами и технологиями, перечисленными в специальном приложении XL (например, радионавигационным оборудованием, микросхемами, шарикоподшипниками и т.п.).
Физические и юридические лица из ЕС должны установить в контрактах адекватные меры ответственности за возможное нарушение контрагентом оговорки «No Russia», а также уведомить компетентные ведомства своих стран в случае выявления нарушений со стороны контрагента.
Указанные требования не распространяются на контракты, заключенные до 25 июня 2024 года, при условии, что срок действия контракта истекает 26 июня 2025 года или раньше.
Комментарий
Статья 12g постановления, которая появилась еще в 12-м пакете санкций ЕС, уже обязывала экспортеров из ЕС включать в контракты запрет на реэкспорт поставляемых товаров в Россию.
Теперь же аналогичная оговорка должна появиться в контрактах на интеллектуальную собственность, связанную с товарами и технологиями из приложения XL.
Поэтому при применении новой статьи 12ga могут быть полезны разъяснения ЕС в отношении статьи 12g постановления.
3. Продлен срок для сокращения бизнеса европейских правообладателей на российском рынке
Статья 12b постановления дает право уполномоченному ведомству страны — участницы ЕС выдавать физическим и юридическим лицам этой страны разрешения на продажу определенных товаров и на лицензирование технологий, относящихся к таким товарам, для целей сокращения деятельности и прекращения их бизнеса в России.
Выдача разрешений на продажу и лицензирование относится только к товарам, указанным в соответствующих приложениях постановления (например, к товарам двойного назначения, к оборудованию, связанному с нефтедобычей, морским судоходством, и так далее).
Разрешения выдаются при одновременном соблюдении следующих условий:
- Товары и технологии принадлежат физическому или юридическому лицу из ЕС или российскому юридическому лицу, учрежденному или контролируемому лицами из ЕС.
- Отсутствуют разумные основания полагать, что товары и технологии могут быть предназначены для военного использования в России.
- Товары и технологии физически находились (либо были предоставлены для использования) в России до вступления в силу соответствующих запретов.
Ранее статья 12b постановления устанавливала, что разрешения могут быть выданы с максимальным сроком до 30 июня 2024 года — теперь же срок продлен до 31 декабря 2024 года.
Комментарий
Обновленная редакция статьи предоставляет правообладателям из ЕС дополнительный срок для использования технологий и товаров, чтобы завершить свою деятельность в России.
Общие выводы
Оценивая новые санкции ЕС в сфере интеллектуальной собственности, нужно заметить, что они не поощряют незаконное использование IP-объектов российских правообладателей.
Так, санкции не распространяются на ранее зарегистрированные объекты, поэтому если какая-либо компания из ЕС будет нарушать права на IP‑объекты, уже зарегистрированные российским правообладателем, то такую европейскую компанию можно привлечь к ответственности.
Потенциальное влияние санкций следует оценивать исходя из отрасли, в которой работает тот или иной бизнес.
Для большинства российских компаний, которые не ведут бизнес в ЕС, запрет регистрации новых объектов интеллектуальной собственности или включение оговорки «No Russia» в контракты не повлекут негативных последствий, поскольку ЕС не является целевым рынком для сбыта их товаров или услуг.
Если же российская компания заинтересована в защите своих IP‑объектов в ЕС (например, фармацевтическая компания), то такой компании придется либо отказаться от поставки новой продукции на рынок ЕС, либо искать способы зарегистрировать в ЕС объекты интеллектуальной собственности обходным путем.
Таким образом, 14-й пакет санкций ЕС содержит ряд неясных положений, которые могут быть прокомментированы в рамках дополнительных разъяснений ЕС.