MapMakers - Поворот направо. Что политические изменения в Европе значат для экономики от 05.07.2024

Новости

Поворот направо. Что политические изменения в Европе значат для экономики

Политический курс европейских стран поворачивает направо. После выборов в Европарламент, в результате которых положение правящих партий ведущих стран блока было ослаблено, а правых и ультраправых — усилено, победное шествие правых идей продолжилось во Франции.

В первом туре парламентских выборов во Франции победила ультраправая партия «Национальное объединение» (RN) во главе с Марин Ле Пен. Согласно опубликованным МВД Франции результатам, у RN 33,1% голосов, второй результат у созданной перед выборами левой коалиции «Новый народный фронт» (NFP) — у нее 28%, а партия президента Эмманюэля Макрона пришла третьей с 20% голосов.

Каковы итоги выборов в Европарламент

В результате выборов консерваторы, которых представляет Европейская народная партия (EPP) и к которым принадлежит глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, финишировали первыми — они получат 188 из 720 мандатов.

Прогрессивный альянс социалистов и демократов (S&D) получит 137 мест. Третий результат у «Европейских консерваторов и реформистов» — 83 места.

Эмманюэль Макрон объявил о досрочных выборах 9 июня после выборов в Европарламент, на которых RN также пришла первой. Партия набрала 31,4% голосов, что почти в два раза больше, чем у центристской коалиции Besoin d’Europe, в которую входит «Возрождение» Макрона (14,6%). Тогда глава Франции признал, что «повсюду на континенте усилили свои позиции крайне правые партии, которые в последние годы выступали против прогресса, обеспеченного Европой».

Италия, Финляндия, Греция, Испания — по всей Европе правительства смещаются вправо, и в некоторых странах к власти приходят крайне правые лидеры, отмечает Politico.

Экономические причины роста популярности правых в Европе

Эксперты называют множество факторов, которые привели к взлету популярности правых идей в Европе, одними из главных называют проблемы в экономике и миграционную политику.

По мнению профессора политологии Афинского университета Филиппы Хациставру, в регионе растет недовольство неолиберальной экономической политикой, которая значительно снизила покупательную способность рабочего и среднего классов и ослабила государственную систему социального обеспечения, пояснила она.

Левые партии не решают важные социальные проблемы, что делает крайне правых, в противовес тому, что избиратели уже видели, более привлекательными для все более растущего числа людей.

По словам Хациставру, сейчас ультраправый электорат вышел за пределы рабочего класса и сельского населения и уже включает в себя категории людей более высокого социального класса и молодежь. А это создает новые риски.

«Понимая, что они не смогут пользоваться преимуществами щедрого государства всеобщего благосостояния и высоким уровнем покупательной способности, в отличие от их родителей, бабушек и дедушек, молодежь в скандинавских странах, например, обращается к крайне правым и популистским партиям», — рассказала Филиппа Хациставру.

По словам научного руководителя наблюдательного совета по Турции Центра исследований международной политики (Centre Studies of International Politics) Валерии Джаннотты, рост крайне правых в Европе также связан с растущим разочарованием среди граждан по поводу перспектив ЕС, особенно перед лицом таких проблем, как миграция, кризис стоимости жизни и проблемы внешней политики.

Например, некоторые страны — члены ЕС настаивают на строгом соблюдении европейского «Зеленого курса», не обращая внимания на его потенциальные экономические и социальные издержки для других стран. В то же время эти же страны игнорируют стремление других участников блока разделить с ними бремя нелегальной миграции, пояснила Джаннотта.

В этой ситуации крайне правые стали использовать кризис, усугубленный левоцентристскими партиями, которые все больше присоединяются к брюссельским институтам и бюрократам, игнорируя при этом нужды простых людей, объяснила она.

Почему геополитика сплотила людей вокруг правых

Несмотря на очевидность этих проблем в регионе, есть мнение, что у роста популярности правых в Европе может быть другое объяснение. Иммиграция, экономические трудности и растущее неравенство, как правило, доводят избирателей до крайности, но в последние годы все эти проблемы несколько утихли, считает главный редактор газеты Corriere della Sera Федерико Фубини. Число прибывающих людей, ищущих убежища в Европе, сейчас значительно ниже среднего показателя за последнее десятилетие, и европейские страны без особых разногласий приняли миллионы украинских беженцев, отмечает он.

Экономические факторы также не объясняют состояние общественного мнения, уверен журналист. Фубини аргументирует это тем, что хотя инфляция и снизила покупательную способность, особенно в Италии и Германии, но после финансового кризиса 2008 года ЕС пережил худшие экономические условия. А сейчас занятость на пике за несколько десятилетий в большинстве стран ЕС, включая членов-основателей, при этом уровень неравенства несколько смягчился.

Всегда будут причины для недовольства экономикой и политикой, продолжает журналист. В Нидерландах некоторые избиратели обеспокоены тем, что иммигранты лягут бременем на систему социального обеспечения и будут конкурировать с местными жителями за дефицитное доступное жилье. Италия уже давно страдает от экономического кризиса и слабого экономического роста, а экономика Германия выглядит наиболее пострадавшей из-за всех событий предыдущих лет.

По мнению Федерико Фубини, недавние геополитические изменения подорвали воспринимаемую легитимность системы в Европе. Общая стратегия блока ранее отражала основополагающие ценности, которые завоевали популярность среди общественности, когда она обеспечивала стабильность, процветание и безопасность.

Однако военные действия на Украине, столкновения на Ближнем Востоке и перспектива возвращения Дональда Трампа в Белый дом ослабляют основы европейской стабильности.

«Чувствуя кардинальные перемены, избиратели обращаются к партиям, которые традиционно не идентифицируют себя с системой (имеется в виду с прежней системой в ЕС. — РБК Pro). Опасения, что порядок, сложившийся после 1989 года (после падения Берлинской стены, единая Европа. — РБК Pro), рушится, заставили избирателей задаться вопросом: «Действительно ли мы находимся на правильной стороне истории, как нам говорили? А нас не обманули?» — пишет главный редактор Corriere della Sera.

Кроме того, в национальных политиках стран ЕС усиливается тренд на сближение традиционных консервативных партий с крайне правыми, пишет Politico. «От Швеции, где консервативный лидер получает поддержку от крайне правых «Шведских демократов», до Финляндии, где у власти находится правая популистская партия «Истинные финны», — правые партии получают шанс участвовать в управлении страной, пусть и в разбавленной форме», — отмечает издание.

Что политический сдвиг вправо значит для экономики и рынков

Исход выборов в Европарламент повлияет на экономику ЕС как на общеевропейском, так и на национальных уровнях. Несмотря на то что крайне правые партии добились успеха на этих выборах, центристские силы по-прежнему в большинстве.

Учитывая серьезные потери зеленых партий и успех популистских, новый или более амбициозный «Зеленый курс» Европы выглядит крайне маловероятным, считает глава отдела глобальной макроэкономики в ING Карстен Бржески. Вместо этого власти, вероятно, сосредоточатся на вопросах безопасности региона, промышленной политике и продлении или смягчении сроков и правил перехода к зеленой экономике.

Самой горячей темой для нового состава Европарламента станет возможный запрет на продажу новых автомобилей, работающих на бензине или дизельном топливе, который может начать действовать с 2035 года, а также более строгие правила в отношении выбросов в атмосферу, производимых грузовыми автомобилями, пишет Politico.

«Более правый парламент также, вероятно, поставит под сомнение широкий спектр правил ЕС, направленных на достижение климатической нейтральности, например правила о цепочках поставок без вырубки лесов», — отмечает издание.

Представляющая большинство в новом Европарламенте Европейская народная партия (EPP) уже предложила направить более двух третей расходов ЕС на повышение экономической конкурентоспособности блока. Об этом узнали журналисты издания Euractiv.

«План из пяти пунктов для сильной Европы», в котором содержится это предложение, продолжает предвыборный манифест правоцентристов в ЕС, но конкретизирует некоторые из его основных требований, пишет издание.

«Европейская стратегия конкурентоспособности» занимает важное место в повестке дня ЕНП и включает призывы сократить бюрократическую волокиту, стимулировать международную торговлю и завершить создание Союза рынков капитала путем увеличения притока инвестиций в секьюритизацию (один из видов финансирования путем выпуска ценных бумаг) и рисковый капитал, в том числе частные и венчурные инвестиции.

Сочетание усложнившегося процесса формирования большинства в Европейском парламенте, а также перехода к «более националистическим партиям и политике как на европейском, так и на национальном уровне» означает, что крупные трансграничные европейские проекты с меньшей вероятностью будут завершены или получат дальнейшее развитие, считает эксперт.

«И тут стоит подумать о будущем Союза рынков капитала или новых общих европейских инвестиционных механизмах», — полагает Карстен Бржески.

Влияние партий, настроенных антиевропейски, вероятно, будет более заметно в таких политических областях, как безопасность региона и иммиграция, чем в традиционных экономических областях, считает он.

Более важные последствия для европейской экономики будут исходить от национальных политик, причем наиболее значимые события произойдут во Франции и Германии, уверен Бржески.

Экономика региона при новом составе Европарламента не изменится в одночасье, этот процесс будет постепенным. Помимо смягчения «Зеленого соглашения», значительного акцента на вопросах безопасности и промышленной политике Бржески отмечает, что дальнейшие шаги в направлении большей интеграции Европы будут приостановлены.

С точки зрения последствий на национальных уровнях выборы, вероятно, изменят параметры сотрудничества внутри ЕС с большим сдвигом на внутреннюю повестку дня.

«Сдвиг вправо во многих странах может привести к более мягкой налогово-бюджетной политике на национальном уровне, будь то посредством стимулирования экономического роста или просто увеличения социальных трансфертов. Следовательно, это может привести к новой напряженности в отношениях с Европейской комиссией и неопределенности на финансовых рынках», — считает Карстен Бржески.

Еще одним потенциальным долгосрочным последствием как на общеевропейском, так и страновом уровне станет меньшая предсказуемость и, следовательно, меньшая привлекательность Европы для международных инвесторов, считает эксперт. В то же время европейские и национальные политики блока будут стремиться развеять эти растущие опасения рынков в зародыше, уверен Карстен Бржески.