MapMakers - «Расплата за годы ошибок». Снизится ли рекордная инфляция 70% в Турции от 17.05.2024

Новости

«Расплата за годы ошибок». Снизится ли рекордная инфляция 70% в Турции

Инфляция в Турции вновь взлетела до рекордов

Инфляция в Турции в апреле вернулась к рекордным значениям. В годовом выражении показатель ускорился до 69,8% — самого высокого значения с ноября 2022 года, когда инфляция в стране была на уровне 85%.

Наибольший рост потребительских цен произошел в сфере образования (рост на 103,86%), а также в гостиницах, кафе и ресторанах (рост на 95,82%).

В месячном выражении инфляция в Турции выросла на 3,18%, в основном за счет роста цен на алкогольные напитки и табачные изделия, а также роста цен в гостиницах, кафе и ресторанах.

Несмотря на ошеломляющую цифру, апрельская динамика индекса потребительских цен оказалась ниже ожиданий аналитиков.

«Немного меньший, чем ожидалось, рост инфляции в Турции в апреле до 69,8% в годовом выражении (при консенсусе 70,3%) подает обнадеживающие признаки того, что ценовое давление снова смягчилось», — считает старший экономист по развивающимся рынкам в Capital Economics Лиам Пич.

«Мы думаем, что инфляция снизится во второй половине этого года, но мы не столь оптимистичны в отношении темпов дезинфляции (замедления темпов инфляции)... На этом фоне мы все еще не ожидаем, что Центральный банк перейдет к снижениям [ставки] раньше следующего года», — говорит экономист.

Центральный банк Турции в марте повысил ключевую процентную ставку до 50%, ссылаясь на сохраняющуюся необходимость бороться с растущей в стране инфляцией. Тогда представители банка заявили, что «жесткая денежно-кредитная политика будет сохраняться до тех пор, пока понижательный тренд в месячной инфляции не станет значительным и устойчивым». В апреле ЦБ сохранил ставку неизменной.

С июня 2023 года Центральный банк Турции повысил ставку уже на 3650 б.п.

Власти Турции считают, что 70% — это пик инфляции

Турецкие монетарные власти заявили, что годовая инфляция, вероятно, достигнет пика в мае, а к концу года замедлится до 36%.

Годовая инфляция начнет резко снижаться «в соответствии с нашими прогнозами» после того, как достигнет пика в мае, заявил министр финансов Турции Мехмет Шимшек.

«Экономическая программа, балансировка экономики и уменьшение дефицита счета текущих операций, восстановление бюджетной дисциплины, значительное увеличение международных притоков… поддержит борьбу с инфляцией», — добавил Шимшек.

Прогноз ЦБ Турции по инфляции на 2024 год — 36%, при этом по итогам 2025 года инфляция, по прогнозам, должна составить 14%.

Согласно опросу Reuters, к концу 2024 года инфляция может снизиться до 43,5%.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пообещал решить проблему высокой инфляции.

«Мы предпринимаем решительные шаги, чтобы справиться с вызовами увеличения стоимости жизни. Наша цель — снизить инфляцию до однозначных цифр посредством разумной политики», — написал Эрдоган в X (бывшая Twitter).

Признав сохраняющееся инфляционное давление, особенно в таких важных секторах, как продукты питания и услуги, Эрдоган выразил уверенность, что годовая инфляция снизится в ближайшие месяцы, и особенно — с наступлением лета.

Почему инфляцию победить быстро не удается

Экономисты считают, что для обуздания рекордной инфляции, возможно, потребуется больше времени, чем это кажется сейчас.

С прошлого года денежно-кредитная политика в Турции резко развернулась. После переизбрания Эрдогана на пост президента в мае 2023 года он поменял главу Центробанка страны — ею впервые стала женщина — Хафизе Гайе Эркан, которая работала на руководящих постах в крупных банках США.

В свой предыдущий президентский срок Эрдоган подтолкнул ЦБ Турции снизить процентную ставку с 19 до 8,5%, за что его критиковали за разжигание инфляционного кризиса и резкое падение курса лиры по отношению к доллару.

Эксперты ожидали, что приход нового главы ЦБ Турции изменит вектор денежно-кредитной политики страны со смягчения на ее ужесточение. Что и произошло — она начала повышать ставку. Однако Эркан продержалась на посту главы Центробанка меньше года. В феврале 2024 года ее сменил зампред ЦБ, занимавший также должность главного экономиста Amazon, Фатих Карахан.

Особый подход Эрдогана к денежно-кредитной политике даже получил соответствующее название — «эрдоганомика». Президент Турции верил, что для снижения инфляции ставку нужно снижать, а не повышать. В то время как традиционно считается, что все ровно наоборот — ужесточение монетарной политики (в том числе рост ставки) постепенно снижает инфляцию.

После выборов Эрдоган сформировал новую экономическую команду, которая взяла на себя обязательство проводить традиционную денежно-кредитную политику. Он назначил министром финансов бывшего инвестиционного банкира Мехмета Шимшека.

Шимшек пользовался уважением на рынках благодаря предыдущему успешному управлению экономикой Турции в период с 2007 по 2018 год. Он пообещал вернуться к рациональной экономической политике, заявив: «Мы будем уделять приоритетное внимание макрофинансовой стабильности».

В первые месяцы стали заметны первые положительные результаты работы новой команды — впервые более чем за год возник профицит счета текущих операций.

Однако сейчас все больше признаков того, что потребуется больше усилий для замедления устоявшейся в стране рекордно высокой инфляции.

«Мы не увидели особых конкретных результатов в области инфляции с момента запуска новой экономической программы», — говорит турецкий экономист Мустафа Сонмез.

Профессор финансов Башкентского университета Анкары Сенол Бабуску напоминает, что прошло 11 месяцев с тех пор, как Шимшек вступил в должность, но уровень инфляции остается высоким.

«Тогда инфляция составляла 38%, а сейчас почти 70%. Значит ли это, что он проводил неправильную политику? Нет, он проводил правильную, рациональную политику. Однако он проводил ее неполноценно», — считает Бабуску. По его мнению, правительство должно усилить ужесточение монетарной политики и немедленно ввести в действие другие фискальные и монетарные инструменты для сдерживания инфляции.

Тем не менее приток иностранного капитала в Турцию усилился, писал министр финансов в своем аккаунте в X. По данным министра, с июня 2023 года по февраль 2024 года чистый приток составил $16,8 млрд.

В начале мая Шимшек сообщил, что страна получила от Исламского банка развития финансирование в размере $6,3 млрд на ближайшие два года для реализации проектов развития.

Увеличение иностранных инвестиций будет зависеть от того, сможет ли Турция выполнить свое обещание провести структурные реформы для повышения устойчивости экономики и решения проблемы неравенства доходов.

Уровень инфляции в Турции — один из самых высоких в мире, и рост цен ускоряется шестой месяц подряд, поскольку государственная политика, в том числе повышение заработных плат, противодействует агрессивному повышению процентных ставок Центробанком, отмечает Bloomberg.

Почему инфляцию в Турции так трудно победить

По мнению профессора финансов Королевского колледжа Лондона Гульчин Озкан, экономика Турции сейчас расплачивается за годы политических ошибок. На протяжении многих лет поведение избирателей в Турции определяла не экономика — президент Реджеп Эрдоган побеждал почти на всех выборах, в которых участвовал, несмотря на ухудшение экономических перспектив Турции.

Однако неожиданно в конце марта партия Эрдогана проиграла всенародное голосование на местных выборах в Турции впервые с 2002 года, а основная оппозиционная группа заявила о победе в ключевых городах, включая Стамбул и Анкару.

Причина, почему на этот раз все было по-другому, кроется в огромных накопленных издержках от многолетних политических ошибок, которые теперь начинают проявляться очень явно, считает Озкан.

Пандемия и начало военных действий на Украине привели к резкому росту инфляции во всем мире. В то время как почти все центральные банки мира начали поднимать процентные ставки, Турция продолжила их снижение. Поддержание низких ставок искусственно способствовало росту внутренней инфляции и сделало Турцию чемпионом по уровню роста цен наравне с Аргентиной и Венесуэлой.

Развивающиеся рынки на этот раз оказались на удивление устойчивыми перед лицом глобальных проблем в финансовом мире. В отличие от опыта предыдущих лет, многие страны с развивающейся экономикой избежали сильных колебаний обменных курсов, не произошло серьезных долговых проблем, их инфляция находится под контролем.

Одной из причин этого стали действия государств с развивающейся экономикой в части совершенствования своей политики, в частности за счет повышения независимости их центральных банков.

Но Турция здесь стала исключением. Страна полностью отказалась от независимости в своей денежно-кредитной политике, и за последние пять лет глава Центрального банка менялся шесть раз.

Политика также сыграла непропорционально большую роль в разработке экономического курса. В русле щедрых расходов перед президентскими выборами 2023 года минимальная заработная плата существенно выросла, были запущены дорогостоящие пенсионные схемы и субсидирование строительства жилья. Это увеличение государственных расходов, естественно, способствовало уже назревавшему инфляционному давлению, отмечает Озкан.

Мягкая денежно-кредитная политика Турции и снижение ставки в период с 2021 по 2023 год, в то время как все остальные центробанки свою политику ужесточали, и стали причиной, по которой Центральному банку теперь приходится повышать ставки, в то время как другие начинают цикл смягчения.

Ошибки в денежно-кредитной политике имеют значение для большинства стран. Но это особенно важно для таких стран, как Турция, которые открыты для торговых и финансовых потоков, так как колебания обменного курса влияют на состояние внутренней экономики.

Из-за мягкой денежно-кредитной политики в прежние годы лира сильно пострадала. Кроме того, падение курса лиры приведет к росту затрат в экономике и, следовательно, цен, что снижает конкурентоспособность экспорта страны.

Обесценение лиры делает обслуживание внешнего долга, номинированного в иностранной валюте, еще более дорогостоящим.

«Возвращение Турции к более традиционному подходу в денежно-кредитной политике — это хорошая новость. Но все это настолько запоздало, что даже резкие изменения в политике оказались недостаточными, чтобы переломить ситуацию в экономике страны, особенно в борьбе с инфляцией», — пишет Озкан. Постоянное инфляционное давление вынудило граждан увеличивать покупки иностранной валюты, что оказало еще большее дальнейшее давление на лиру, добавляет она.

Но что еще более важно, прошел почти год с тех пор, как Турция вернулась к более традиционной экономической политике, но до сих пор нет никакого плана реструктуризации экономики, в основе которого лежали бы институциональные реформы.

Но если необходимы доказательства того, что независимые институты — это благо для экономики, можно посмотреть на устойчивость других развивающихся экономик, говорит Озкан. В пример она приводит Бразилию, которая не только хорошо оправилась от пандемии, но и четко контролирует инфляцию и может похвастаться «одной из самых эффективных валют в мире».