MapMakers - США стали еще богаче за счет России и КНР: новое исследование от 17.05.2024

Новости

США стали еще богаче за счет России и КНР: новое исследование

С финансовой точки зрения мир не движется ни к какой многополярности: Запад по-прежнему выкачивает деньги не только из бедных государств, но и из стран БРИКС. Такой вывод можно сделать из нового исследования ученых Парижской школы экономики, чей научный руководитель — известный экономист Тома Пикетти. Исследователи провели анализ 216 экономик мира с 1970 по 2022 год, учитывая также капитал, скрытый в странах с льготным налоговым режимом, и прибыль с этого капитала.

Страны БРИКС экономисты называют одними из главных жертв сложившейся в мире финансовой системы. Например, из Китая на Запад ежегодно уходят суммы, эквивалентные 2–3% его ВВП, а из России даже больше — 3–4%. Перетеканию капитала не помешало даже резкое ухудшение отношений с Западом: в 2022 году Россия потеряла сумму, составляющая более 13% ВВП. Такое положение западные страны поддерживают самыми разными способами, в том числе благодаря манипуляциям мировым банковским регулированием, а также непубличным соглашениям со странами — производителями нефти.

«Непомерная привилегия»

Можно было бы подумать, что капитал скапливается на Западе, потому что там находятся талантливые инвесторы, которым удается вкладывать средства более выгодно. Однако экономисты Гастон Ньевас и Элис Содано показывают, что это не так: прибыль богатых стран от почти всех иностранных активов ниже, чем среднемировой уровень прибыли от любых активов, например от акций. Невысок уровень и связанных с активами, в которые инвестирует Запад, рисков, в том числе экспроприации капитала местными властями. Поэтому нет и премии за риск — повышенной доходности от владения рискованным активом. Исчерпывающим объяснением, почему капитал скапливается на Западе, как выяснили Ньевас и Содано, не может быть и то, что западные страны платят низкие проценты по своим гособлигациям. Это действительно позволяет привлекать дешевый капитал, но если специально не учитывать привлекаемые через гособлигации средства, то преимущества западных государств перед остальными в капитале становятся даже заметнее.

Исследователи пришли к выводу, что главной причиной перетекания капитала из бедных государств в богатые служит то, что развитые страны поставили себя в центр мировой финансовой системы. Благодаря этому создается повышенный спрос на все западные инструменты привлечения капитала, а не только гособлигации. Из-за него западные правительства и компании могут привлекать капитал под более низкие проценты.

Большое значение имеет то, что сначала доллар, а потом и евро получили статус мировых резервных валют, это дает США и еврозоне различные преимущества в области регулирования, а также политические и финансовые приоритеты. Поэтому центробанки в разных уголках мира согласны владеть долговыми инструментами этих стран, даже если те приносят низкую прибыль из-за низких процентов. Сами правила, которыми руководствуются банки по всему миру, причем не только центробанки, предполагают, что активы богатых стран более надежны, поэтому ими можно владеть с меньшей выгодой. Эта ситуация никак не изменилась даже после того, как во время мирового финансового кризиса 2007–2008 годов обнаружилась неустойчивость американской финансовой системы, где, по мнению многих наблюдателей, имели место масштабные злоупотребления.

Постоянное балансирование США на грани дефолта с регулярными кризисами вокруг повышения потолка госдолга не снижает интереса инвесторов и к покупке американских гособлигаций. Хотя если бы в подобном состоянии находились финансы другой страны, вряд ли бы ей удавалось привлекать капитал под такие низкие проценты, как США. Причем выплаты процентов по этим облигациям страна производят не за счет налогов (в американских бюджетах недостаточно средств даже на покрытие основных государственных расходов), а за счет выпуска и продажи новых таких же бумаг. Поэтому покупатели американских гособлигаций как класс инвесторов фактически выплачивают проценты по ним сами себе, покупая все новые облигации. Недаром известный инвестор Питер Шифф, CEO и главный глобальный стратег брокерской компании Euro Pacific Capital, назвал американские гособлигации финансовой пирамидой, ведь деньги для выплат существующим кредиторам американское правительство получает за счет выпуска новых облигаций. Тем не менее на должности глав центробанков в разных странах постоянно проводятся сторонники вложения резервов именно в американские гособлигации, через выпуск которых США финансируют дефицит своего бюджета.

По словам Ньеваса и Содано, поскольку доллары нужны для совершения международных транзакций, США могут выпускать их намного больше без угрозы разгона инфляции, чем было бы возможно, если бы эта валюта не расходилась по резервам стран всего мира и не требовалась для международной торговли. США таким образом могут финансировать свои расходы на искусственно завышенном уровне. Хотя Центробанк России и отказался от покупки американских гособлигаций, отказаться от резервов в долларах намного сложнее, ведь они продолжают использоваться для международных расчетов.

К тому же правительство США может брать в долг в собственной валюте, которая для выплат по этим долгам у него вряд ли закончится, а также эмитировать доллары для импорта. Такие исключительные преимущества как страны — эмитента резервной валюты бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен еще в 1960-х, будучи министром финансов, назвал «непомерной привилегией». Но с тех пор европейским странам удалось создать собственную резервную валюту, которая дает схожие возможности, хоть и в меньших масштабах.

Конечно, для вывода средств на Запад есть и другие причины. Как отмечают Ньевас и Содано, для сделавших состояние в развивающихся странах хранение денег на Западе представляется более безопасным, в том числе из-за конфиденциальности и низких налогов. Однако, как выяснилось в случае с заморозкой российских активов, реальных гарантий сохранения капитала там немного.

«Базельские стандарты»

Среди относительно новых причин перетока капитала Ньевас и Содано называют необходимость центральных и коммерческих банков увеличить размер резервов в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору, принятыми в 2010–2011 годах («Базель III»). Эти надежные резервы, призванные повысить устойчивость финансовых институтов, не что иное, как все те же низкодоходные западные финансовые инструменты, которые считаются низкорискованными. Благодаря нормам «Базеля III» на них был создан колоссальный искусственный спрос. Поэтому после кризиса 2007–2008 годов резервы мировых центробанков в долларах и евро росли, хотя именно США стали источником проблем для мировой финансовой системы, а долговой кризис в еврозоне в 2009–2010 годах, по признанию тогдашнего председателя Европейского совета Хермана ван Ромпея, поставил и ЕС и евро на грань выживания.

Несколько исследователей из индийских университетов, опубликовавших в начале 2024 года статью об утечке капитала из стран БРИКС, также пришли к выводу, что вывоз денег из этих государств после мирового финансового кризиса 2007–2008-го только ускорился. Причем авторы подчеркивают, что вывоз капитала совсем не безобиден для стран, которые его лишаются, поскольку именно капитал считается двигателем экономического роста и наиболее важным фактором для развития современных обществ. Развивающимся странам в основном не хватает именно капитала, а для его получения приходится снижать потребление. В случае с бедными странами снижать обычно некуда, поэтому приходится брать кредиты у западных партнеров, в результате растет внешний долг, по которому нужно выплачивать проценты. Ситуация усугубляется тем, что за выдачу кредитов или смягчение условий их обслуживания западные страны нередко предъявляют политические требования.

Главы мировых центробанков готовы соблюдать рекомендации Базельского комитета, настаивающего на хранении резервов в западных финансовых инструментах. Они не принимают в расчет никакие обстоятельства. В конце мая 2022 года, уже после того как на Западе была заморожена половина резервов российского центробанка и против России были введены беспрецедентные санкции, глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что ЦБ все равно продолжит следовать «базельским стандартам». Так она ответила на мнение представителей российского банковского сообщества, что соблюдение принципов «Базеля III» в сложившейся ситуации во многом становится абсурдным. О согласии двигаться в сторону российского аналога «Базеля III» глава российского ЦБ сообщила только в ноябре 2023 года.

Эльвира Набиуллина

Из России, по оценке Ньеваса и Содано, ежегодно вывозится капитал на сумму, эквивалентную 3–4% ВВП, а иногда больше. Так, в 2022 году было вывезено $243 млрд, не считая замороженных активов ЦБ, что превышает 13% ВВП. В 2023-м, по словам Набиуллиной, отток капитала сократился в шесть раз. Однако в первом квартале 2024 года этот показатель снова начал расти и составил $28 млрд, притом что за тот же период 2023-го был на уровне $16 млрд, а в четвертом квартале — $10 млрд. В качестве основной причины оттока капитала из страны в прошлом году в исследовании ВШЭ назвали то, что из-за трудностей в международных расчетах, вызванных санкциями, выручка российских компаний от экспорта остается на счетах зарубежных банков.

Потери Китая тоже существенны: из него уходит в год примерно 2% ВВП. Причем из России и КНР в их современной истории оттока капитала до 1990-х не было. Порядок цифр, которые приводят исследователи, не кажется завышенным, если вспомнить, что только резервы ЦБ России, размещенные в западных банках и замороженные в 2022 году, оцениваются в $300 млрд. По данным Всемирного банка, номинальный ВВП России в тот год составлял $2,24 трлн. Соответственно, страна одномоментно потеряла сумму, эквивалентную более 13% ВВП.

«Система несостоятельна»

Как считают Ньевас и Содано, США не заслужили нынешнюю привилегированную позицию доллара, а всего лишь наследовали с тех времен, когда та была навязана другим странам Бреттон-Вудскими соглашениями 1944 года. В соответствии с последними курс валют разных стран был жестко привязан к американскому доллару, который сам обеспечивался золотом. Однако из-за массового выпуска долларов в следующие годы, в том числе для финансирования войны во Вьетнаме, обеспечить обмен всех их на золото стало невозможно. Поэтому США в начале 1970-х отказались от такого обеспечения. Встал вопрос, кому и зачем доллары в таком случае будут нужны.

И выход был найден. Как говорится в материале Bloomberg, в 1974 году США заключили непубличное соглашение о продаже нефти только за доллары с ее главным экспортером Саудовской Аравией. В обмен Вашингтон гарантировал Эр-Рияду военную поддержку, в том числе поставки оружия. То есть фактически пообещал не менять режим в этой стране. В результате был искусственно создан колоссальный спрос на американскую валюту — ведь чтобы купить нефть, без которой функционирование экономики невозможно, нужно было сначала приобрести доллары. Поэтому американская валюта занимает основное место в резервах многих стран.

Эта система оказалась самоподдерживающейся. Поскольку экспортеры нефти также получают за нее доллары, американская валюта занимает основное место и в их резервах. Причем, как пишет Bloomberg, согласно все тому же договору 1974 года, часть полученных от экспорта нефти долларов Саудовская Аравия переводит правительству США, покупая гособлигации, которые выпускает американское Министерство финансов. За счет этих бумаг финансируются и Министерство обороны США, обеспечивающее безопасность Саудовской Аравии, и социальные и все прочие расходы федерального бюджета США. Получается, что покупатели саудовской нефти часть платы за нее переводят в американский бюджет. Несмотря на все разговоры, Пекин, крупнейший покупатель саудовской нефти, так и не договорился с Эр-Риядом о ее продаже за юани. За доллары продолжают покупать нефть и страны ЕС.

Искусственная завышенность спроса на доллары и евро, а также на западные финансовые инструменты приводит Ньеваса и Содано к закономерному выводу: «Международные монетарная и финансовая система должна быть реформирована. В нынешнем виде она несостоятельна». Но что именно может поколебать эту систему и что может прийти ей на смену — вопрос открытый.