Как с помощью ИИ вдвое увеличить выручку: примеры скриптов для сейлзов
Внедрение ИИ в отдел продаж — работающий рычаг, который способен эффективно усилить ваш бизнес. Мы убедились в этом на собственном опыте. С помощью нейросетей только за первый месяц мы вырастили конверсию в продажу почти в 1,5 раза, а затем — вдвое. Эти действия стали бустом и для удвоения выручки.
Подробно разобрали, с чем именно и на каких этапах нам помог ИИ.
1. Контролировать звонки, чтобы улучшить взаимодействие сейлз-менеджеров с клиентами
В среднем один сейлз-менеджер в день делает около 120 звонков — это минимум 120 минут чистого времени. Чтобы качественно контролировать продавцов, необходимо прослушивать минимум 10–15% звонков.
При этом нейросети быстро развиваются и становятся мощнее. Им можно поручить выполнение все более сложных задач. Среди них:
- распознавание речи,
- транскрибация,
- анализ данных,
- написание продающих скриптов и т.п.
Основная проблема отдела контроля качества (ОКК) любой компании — капасити (в контексте управления проектами это максимальная емкость команды или отдельного специалиста при выполнении определенных задач). Например, прослушивать все звонки менеджеров по продажам просто невозможно. При этом на создание и поддержание отдела контроля качества уходят сотни тысяч рублей (или десятки тысяч долларов, если бизнес международный), но и это не позволяет покрывать достаточно большое количество звонков, если отдел продаж большой.
Вот ключевые моменты в разговоре сейлзов, которые необходимо отслеживать любому типу бизнеса:
- способность выявить потребности;
- квалификация;
- умение презентовать товар/услугу, адаптировавшись под конкретного клиента;
- отработка возражений;
- предзакрытие (менеджер убеждает клиента, что продукт решит его проблему);
- закрытие на оплату (менеджер объясняет условия, цены и преимущества покупки, чтобы клиент принял решение купить продукт).
В чек-листе отдела контроля качества мы выделили четыре наиболее важных для нас критерия:
- выявление потребностей,
- презентация под клиента,
- отработка возражений,
- попытка закрыть продажу во время звонка.
Контролировали оценку этих четырех ключевых этапов еженедельно.
Чтобы автоматизировать прослушку звонков, можно использовать инструменты речевой аналитики. Она помогает:
- оценивать интонацию, скорость разговора сейлза и использование им определенных ключевых слов;
- выявить сейлзов, которые говорят значительно быстрее клиента (не подстраиваются под темп его речи);
- определить сотрудников, которые используют слова-паразиты и плохо разговаривают.
Для этого потребуется сделать несколько шагов.
Шаг 1: превратить аудиозаписи звонков в текст с помощью сервисов для транскрибации голосовых данных в текст. Варианты:
- Speech to text от OpenAI,
- Speech to Text от Microsoft.
Шаг 2. Написать промт в ChatGPT. Например, сформулировать запрос можно так:
«Ты — руководитель отдела продаж в образовательной компании в Германии. Продаем образовательные курсы, позволяющие стать дата-аналитиком или разработчиком.
Сайт компании находится по ссылке: (ссылка сайта).
Высылаю текстовый документ, в котором лежат 350 совершенных звонков и чек-лист, который менеджерам по продажам необходимо соблюсти в ходе общения с клиентом: (ссылка на документ).
Проанализируй эти 350 звонков и выдай мне ответ в формате: номер звонка и его совокупная оценка по параметрам из чек-листа».
Получаем ответ со сформированными оценками по каждому звонку.
Шаг 3: использовать полученные данные, чтобы найти зависимости и сформировать рекомендации.
Шаг 4: обучить менеджеров на базе полученных данных.
А именно:
- провести калибровки (совместное прослушивание звонка + рефлексия),
- скорректировать скрипт на базе полученных данных из данных из исследований,
- выстроить непрерывный процесс совершенствования менеджеров с помощью ИИ.
Также полезно проводить «ролевки» — это когда менеджеры по продажам вместе тренируют навыки телефонных продаж. Рулит процессом руководитель отдела продаж (РОП) или тренер внутри команды (выявляет области для улучшения, обучает эффективному общению с клиентами и отрабатывает их возражения).
Шаг 5: проанализировать результаты и, если есть проблемы, адаптировать шаблон скрипта под потребности клиента и сформировать отработку возражений.
2. Написать эффективно продающий скрипт и отработать возражения
Важно, чтобы скрипт был создан на основе исследований клиентов, особенно отказников, — на базе самых частых возражений. А также на базе JTBD (Jobs to Be Done) — методологии, которая позволяет создавать продукты, которые пользователи «нанимают», чтобы выполнить определенную работу вместо себя. Затем нужно интегрировать полученную информацию в скрипты.
Наш опыт и выводы
Мы убедились, что используя нейросети вы сможете:
- контролировать в восемь-девять раз больше звонков;
- видеть в восемь-девять раз больше ошибок и, как следствие, быть значительно эффективнее.
Проделав работу, которая описана выше, мы смогли увеличить конверсию в продажу почти в два раза. На начальном этапе в нашей сейлз-команде было всего четыре человека. При этом отдел контроля качества состоял всего из двух человек и этого хватало для прослушивания звонков. Когда увеличилась лидогенерация из каналов, а выручка подросла — возникла потребность в расширении сейлз-команды.
Мы дополнительно наняли сейлз-менеджеров, увеличив команду до 13–15 человек. Это создало проблемы для отдела контроля качества, поскольку возросло и количество звонков, которые нужно было прослушивать. Начали искать альтернативные способы выйти из положения. Лидеры из сферы онлайн-образования посоветовали нам внедрить технологические решения для автоматизации этого процесса. Руководитель отдела контроля качества стал анализировать звонки через аудиосистему и использовать ChatGPT для обработки информации по чек-листам и оценки звонков. Также он помогал руководителю отдела продаж назначать «ролевки» с теми сейлзами, чьи результаты требовали улучшения.
Это позволило нам быстрее растить эффективных сейлзов и вовремя заменять тех, кто продолжал показывать слабые результаты. А благодаря тому, что мы стали прослушивать больше звонков в те же временные промежутки, цикл анализа и обратной связи по звонкам сократился от недели до одного-двух рабочих дней. Поэтому такой подход не только усилил навыки наших сейлзов, но и напрямую повлиял на конверсию и, как следствие, на выручку компании.
В итоге только за первый месяц мы вырастили конверсию в продажу почти в 1,5 раза, что стало значительным бустом для удвоения роста выручки компании в дальнейшем.