MapMakers - Запустить контрактное производство в Китае. Какие риски вас ждут от 15.05.2024

Новости

Запустить контрактное производство в Китае. Какие риски вас ждут

Есть два типа контрактного производства:

1. ODM (Original Design Manufacturer) — товар производят по готовым техническим заданиям и чертежам от заказчика, получая на выходе новый уникальный продукт. Этот вариант подойдет тем, кто хочет создать уникальный продукт, выйти на новый рынок, снизить издержки на производство и запускать большие партии — от 2–5 тыс.

2. OEM (Original Equipment Manufacturer) — товар производят по уже имеющимся на фабрике техпроцессам, но под брендом клиента. Этот вариант — более простой и экономичный: достаточно найти подходящего производителя, у которого уже отлажены все процессы. Главный минус — товар не будет выделяться на фоне конкурентов, и придется придумывать другие УТП: низкая цена или оригинальные детали.

Какую бы модели вы ни выбрали, контрактное производство в Китае обойдется дешевле, чем в России, даже с учетом доставки. При этом здесь гораздо больше возможностей, в том числе — для выпуска оригинальных товаров или изделий с особыми характеристиками, а сроки и производительность заметно выше.

С чего начать

Первый этап — поиск подрядчиков на тематических площадках: Baidu, 1688, Made In China, Alibaba и др. Можно также искать на тематических выставках или обращаться к посредникам, которые подбирают подрядчиков под запрос. Как правило, на этот этап уходит около месяца.

Среди фабрик с собственным производством есть те, которые ориентированы на внутренний рынок, и те, которые изготавливают на экспорт. Со вторыми вести переговоры гораздо проще: они чаще говорят по-английски, принимают оплату с зарубежных счетов и имеют отлаженные логистические цепочки. У них, как правило, есть свой сайт на английском языке, где можно найти всю необходимую документацию и примеры готовой продукции.

Что нужно учесть при поиске:

  • многие фабрики, работающие по моделям ODM и OEM, специализируются на одной группе товаров;
  • некоторые производители на деле являются посредниками, которые закупают товар у других фабрик;
  • фабрики, которые работают по модели OEM, как правило, ориентированы на местный рынок, и для работы с ними нужен китайский посредник.

Далее — этап переговоров и размещение заказа на пробную партию. Для нового товара по модели ODM понадобится пресс-форма, которую можно заказать отдельно на другой фабрике. Образцы обычно оценивают по фото и видео, после чего приступают к основной партии.

Примерный бюджет на запуск контрактного производства и организацию всей цепочки логистики составляет 30–45% от стоимости товара с таможенной очисткой. Сроки — 25–40 дней на пробную партию и 3–4 месяца на весь процесс запуска. К этому нужно прибавить доставку, которая занимает от 15 дней до двух месяцев — в зависимости от маршрута и способа перевозки.

Каковы главные риски и как их избежать

Риск 1. Составляйте максимально подробное ТЗ и договор, чтобы подрядчик не использовал дешевое сырье и не нарушал технологию производства. Четко пропишите сроки, условия оплаты, технические моменты производства товара, упаковку для транспортировки и штрафы за брак.

Риск 2. Убедитесь, что подрядчик действительно является производителем, а не перекупщиком. Если компания представлена на сайте 1688, то в строке «бизнес-модель» (经营模式) должно быть указано «фабрика» (生产型), а не «торговая компания» (经销批发). Среди других признаков — одна категория товаров в линейке, быстрый и четкий ответ на любые уточнения по условиям и процессу, в том числе узкоспециализированные.

Риск 3. Учитывайте минимальный объем партии при расчетах. Чем меньше партия, тем выше будет цена. Этот лимит можно снизить, если использовать уже имеющиеся технологические цепочки и сырье.

Риск 4. Перед размещением заказа запросите лицензию на ведение коммерческой деятельности и внимательно изучите, есть ли у компании разрешение на производство ваших товаров.

Какие процессы нужно учесть

1. Поиск производителя. Здесь важно хорошее знание рынка и особенностей, а также наличие собственной базы проверенных поставщиков. Также нужно проверить, являются ли потенциальные партнеры реальными производителями или перекупщиками, изучить их документацию, найти фабрики, которые специализируются на конкретной группе товаров и ориентированы на внешний рынок.

2. Подготовка ТЗ и другой документации на китайском. Чтобы корректно перевести техническую документацию, нужно учесть множество нюансов. Поэтому здесь можно положиться на того, кто хорошо ориентируется в терминах и понимает, как лучше сформулировать те или иные условия. Это может быть, например, брокер.

3. Переговоры об условиях: скидки, сроки, доставка. Чтобы не тратить время на уточнение всех нюансов — особенно если учесть, что ряд поставщиков не говорят по-английски, — можно поручить весь переговорный процесс проверенному посреднику.

4. Выпуск пробной партии и контроль качества «вживую». Это нужно, чтобы выявить возможные дефекты и несоответствия, при необходимости — провести дополнительную экспертизу. Часто партию приходится переделывать неоднократно. Можно делать это, приезжая на фабрику, а можно найти компанию-посредника на месте, который сможет взять на себя переговоры с поставщиком без вашего участия.

5. Построение логистической цепочки «от двери до двери». Необходимо подобрать оптимальные маршруты и способы доставки — с учетом особенностей товара и объемов партии. Иногда, чтобы оптимизировать процесс, прибегают к сборным грузам, переупаковке и комбинированной доставке.

6. Помощь в юридических вопросах. Для этого лучше найти компании, которые знают местные особенности и законодательство, смогут помочь не только в переговорах с поставщиками, но и представлять ваши интересы в различных инстанциях.

7. Страхование и таможенное оформление груза. Можно обратиться к брокерам. Они готовят все декларации, накладные, сертификаты и другие документы, сопровождают товар на таможне для досмотра и контроля, отслеживают оплату пошлин. Это поможет сократить срок доставки и избежать ситуации, когда партию задержали или конфисковали из-за некорректно оформленных документов.

8. Сертификация, торговая марка и патенты. Необходимо подготовить полный пакет разрешительных документов для каждой категории товара с учетом особенностей китайского законодательства.