MapMakers - «Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться от 14.05.2024

Новости

«Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться

Как манипулируют начальники

Управление людьми — это искусство. И не каждый руководитель им владеет. А управлять надо. Надо добиваться от людей эффективной работы, высоких результатов, причем желательно платить как можно меньше, чтобы получить максимальную прибыль.

Как же выходят из положения те начальники, кто не обладает прирожденным талантом вести людей за собой и не слишком хорошо обучался менеджменту (или вообще не обучался)? Например, они используют манипуляции — инструменты скрытого влияния на мысли и поступки своих сотрудников.

Приемов такого влияния очень много. Рассмотрим некоторые из них.

Прием 1. Обесценить профессионализм

Жертвами манипуляторов, как правило, становятся люди, имеющие те или иные слабости, которые манипуляторы отлично умеют считывать и на них играть. Одной из таких слабостей является сочетание амбициозности и синдрома отличника. Сотрудник считает себя хорошим специалистом и настроен на активное развитие карьеры. А синдром отличника толкает его на то, чтобы получать постоянную похвалу от начальства — своеобразная замена школьных «пятерок».

Уловив это, босс делает получение этих пятерок максимально трудным делом. Он становится особенно строгим к этому работнику. Несправедливо строгим. Шеф постоянно недоволен результатом. Он все время сомневается в профессионализме сотрудника, он все время обвиняет его в том, что он недостаточно старается, много времени тратит впустую (как правило, это не соответствует действительности).

Эти действия приводят к тому, что сотрудник начинает бесконечную погоню за одобрением руководителя, лезет из кожи вон, работает сверхурочно, берет дополнительную нагрузку, но босс по-прежнему недоволен.

  • Не ожидал от тебя такого низкого результата. Видимо, твоей компетенции не хватает для решения этих задач.
  • Вы явно не справляетесь с функционалом вашей должности. Похоже работа у вас не на первом месте. Есть что-то более важное, что мешает вам сосредоточиться на деле.

Примерно такие обвинения постоянно выслушивает сотрудник. И, глотая слезы обиды (он-то знает, что забросил и увлечения, и личную жизнь ради работы), продолжает упираться. И в итоге делает за одну зарплату работу троих, а если повезет, то и четверых работников. Лишь бы доказать, что он лучший, он — профессионал. И он заслуживает и должности, и похвалы начальства.

Бесконечно это продолжаться не может. Рано или поздно герой выгорит или получит нервный срыв. Уволится и будет еще пару лет ходить к психиатрам, залечивая травму и собирая по крупицам разбитую вдребезги самооценку. А начальник найдет себе нового ослика и повесит перед ним ту же морковку.

Как противостоять. Знать себе цену. Не слишком доверять предвзятой оценке руководителя. Не переоценивать его похвалу. Если вы хороший профессионал, вы не останетесь без работы. И даже этот мамкин управленец вряд ли зарежет курицу, несущую золотые яйца.

Если вы реально приносите в клюве отличный результат, то как бы его ни обесценивали, не вините себя, не копайтесь в себе. Поищите возможность получить альтернативную оценку вашего труда. А затем вежливо, но твердо скажите руководителю, что не понимаете, почему он так относится к вашей работе. И попросите озвучить четкие критерии хорошего результата. Скорее всего, в ответ вы получите нечленораздельное мычание. Но очень вероятно, что несправедливые атаки после этого прекратятся.

Если же нет — поищите место, где вас будут адекватно оценивать и вознаграждать. Такие точно есть.

Прием 2. Кто на свете всех милее, всех румяней и белее

Этот прием — прямая противоположность предыдущему. И главный инструмент в нем — лесть. Начальник хвалит вас. Причем не только за реальные успехи, но и за некие качества, которые он вам приписывает. А вы таете, расправляете плечи и, чтобы оправдать доверие, кидаетесь в шахту пахать, пахать и пахать.

Шеф смотрит на вас любящими глазами, обнимает за плечо и ласково произносит: «Вы наш самый ответственный работник. Только вам могу поручить новый проект. Он слишком сложный и трудоемкий, чтобы отдать его Семенову, и требует высокой квалификации, поэтому Смирнова тоже не подходит. Только вы. Уверен, вы перещелкаете все задачи как орешки и в кратчайшие сроки порадуете нас отличными результатами».

Надо ли говорить, что вы после такого горы свернете, чтобы доказать боссу, что он в вас не ошибся. Будете сидеть в офисе до ночи, выйдете в выходные, будете забывать пообедать и сходить в туалет в течение рабочего дня, но постараетесь действительно принести ему результат и как можно скорее.

А Семенов будет спокойно уходить из офиса домой к детям в 6 вечера. Смирнова поедет в отпуск с отключенным телефоном и три недели будет преспокойно загорать в Турции, пока вы гробите свое здоровье и свою семейную жизнь ради сомнительной похвалы начальника.

Как противостоять. Не продавать свой профессионализм так дешево. Опять-таки знать себе цену. Задать вопрос шефу — как будет вознаграждена работа над проектом. Как сроки повлияют на оплату. Предусмотрена ли оплата сверхурочных и т.д. И если в ответ руководитель начнет вилять и напускать туман, скажите ему, что вы не готовы взяться за проект, так как он потребует слишком серьезных усилий, дополнительной работы, которую вы, безусловно, готовы выполнять, но только на условиях понятного вознаграждения.

Есть ли при этом риск испортить отношения с шефом? Конечно, есть. Но нужны ли вам хорошие отношения с начальником, который хочет бесплатно ездить на вас верхом, отнимая у вас и личную жизнь, и свободное время не за высокий гонорар, а за крепкое рукопожатие, нематериальное спасибо и сомнительную похвалу?

Как манипулируют подчиненные

А что же сотрудники? Неужели они все такие белые и пушистые? Неужели они не пытаются манипулировать своими руководителями? Еще как манипулируют! Их цель — получить разнообразные выгоды: мелкие поблажки, увеличение зарплаты, повышение по службе и т.д. Если грубо — меньше работать и больше получать.

Прием 1. Выше головы не прыгнешь

Этот прием используют сотрудники, стремящиеся избегать лишней нагрузки и ответственности. Они не саботируют работу явно, но делают ее так медленно и с такими ошибками, что иногда у руководителей возникает желание сделать ее за них, потому что это будет быстрее и нервы будут в сохранности. А объяснять им каждый раз их ошибки, заставлять переделывать, чтобы потом снова получить вариант с ошибкой, нет никаких сил.

А они лишь разводят руками, говоря: «У меня, конечно, нет такого опыта и квалификации, как у вас, Андрей Сергеевич. Я обычный менеджер, а тут нужна рука мастера». Или: «Я всего лишь администратор. Мне образования не хватает для решения таких задач. Мне бы чего попроще».

Все это, конечно, игра и манипуляция. Прикинуться дурачком, вызвать жалость и свалить на вас часть своей работы. И избежать сложных заданий.

Как противодействовать. Не слушать всех этих причитаний, настаивать на своем: «Эта задача вполне соответствует квалификации, которая требуется на вашей должности. Если вы считаете, что недостаточно компетентны, давайте обсудим, стоит ли вам занимать эту должность. Может быть, имеет смысл вас временно понизить (соответственно, и оклад тоже уменьшить) и дать вам возможность восполнить пробелы в знаниях? А как будете готовы, тогда и обсудим возврат на нынешнюю позицию».

И тут дурачок на глазах поумнеет и предложит дать ему возможность еще раз попробовать. И уже глупых ошибок и тайного саботажа, скорее всего, не будет.

Прием 2. Слуга двух господ

Еще со школы из учебника истории Средних веков мы помним золотое правило: «Вассал моего вассала не мой вассал». В переводе на современный корпоративный русский это означает: подчиненный моего подчиненного не должен получать от меня напрямую приказов и распоряжений. Это путает иерархию и удобряет почву для манипуляций.

Есть руководители, которым нравится царствовать, а не управлять. И они воспринимают любого сотрудника, стоящего ниже рангом в компании, как человека, временем которого можно распоряжаться на свое усмотрение, не обращая внимание на то, что у него может быть непосредственный начальник, который это время планирует и на него рассчитывает.

И вот в один прекрасный день ваш подчиненный Семенов, работающий в отделе продаж, которым вы руководите, получает указание от генерального директора Ивана Ивановича готовить какие-то документы для важной сделки. Клиент серьезный, сделка будет проходить долго. Директору нужна помощь с бумагами.

При этом Иван Иванович и не подумал поставить вас в курс дела. А Семенов, гад, как будто только этого и ждал. Теперь каждый раз, как вы его вызываете к себе на ковер с вопросом: «Почему в этом месяце такие низкие продажи?» — он широко разводит руками и, глядя вам прямо в глаза, невозмутимо отвечает: «Ну Андрей Сергеевич! А когда мне продавать? Меня Иван Иванович загрузил по уши. Я стараюсь, делаю все, что могу. Но по его линии реально много работы. Даже вечерами остаюсь. Сами понимаете, сделка крупная, важны все детали».

И крыть вам нечем. А Семенов так глубоко погрузился в задачи генерального, что и на работу начал опаздывать («Андрей Сергеевич, я вчера так поздно из офиса ушел, занимался документами для Ивана Ивановича»), а иногда и вообще мог не выйти («Андрей Сергеевич, по просьбе генерального ездил к поставщикам уточнять информацию для сделки. Как я ему откажу?»).

Генеральный — человек с характером. Если просто так прийти к нему с проверкой, а точно ли Семенов каждый раз именно его поручения выполняет, — есть риск нарваться на гневный окрик: «Ты будешь меня учить, как мне сотрудниками управлять?! Ты лучше на свои результаты продаж посмотри!»

Но чем дальше, тем больше Семенов входит в роль нужного шефу сотрудника, и все труднее и труднее спрашивать с него результат его основной работы. Да и авторитет ваш в его глазах падает все сильнее, потому что он видит, что ничего вы с ним сделать не можете.

Как противодействовать. Не бояться окрика начальства. Если вы отвечаете за результат отдела продаж, а план вам ставят, исходя из количества сотрудников, при этом Семенова считают полноценной боевой единицей, то никто не должен занимать время Семенова никакими поручениями минуя вас. Выходите на разговор с генеральным и предлагайте такое решение:

  • Вариант первый. Все поручения вашим сотрудникам идут только через вас, и тогда вы можете контролировать, чем реально занят Семенов, сколько времени он тратит на выполнение задач Ивана Ивановича и можно ли оптимизировать как-то его действия в этом направлении, чтобы он успевал еще и заниматься личными продажами и делать план.
  • Вариант второй. Семенов на период выполнения задания шефа выводится из отдела продаж и — самое главное — из его финансового плана. Он больше не ваша проблема. Выполнит задание, завершится сложная сделка, Семенов вернется, получит свой объем работ, а вы — снова свою ответственность за его результаты.

Генеральный может вспылить. Может не одобрить. Но вам надо стоять на своем — вы не можете отвечать за результаты работы человека, временем которого не распоряжаетесь полностью.

Приемов манипуляций и с той и с другой стороны великое множество. Чтобы не стать их жертвой, важно быть все время начеку и задавать себе вопросы:

  • А в своих ли интересах я сейчас действую?
  • А почему я сейчас хочу совершить тот или иной поступок? Это мне надо или мне внушили, что мне это надо?

Это сильно помогает снять наведенный хитрыми приемами влияния морок и защитить себя от манипуляторов.