MapMakers - Клубника по $780: как в США зарабатывают на элитных фруктах от 14.05.2024

Новости

Клубника по $780: как в США зарабатывают на элитных фруктах

Магазины Sembikiya в Токио мало чем напоминают привычные торговые точки. Они больше похожи на музеи или ювелирные бутики, где в стеклянных витринах вместо ценных экспонатов и дорогих украшений выставлены роскошные фрукты и ягоды. В ассортименте: арбузы в форме сердца, виноград с ягодами размером с мячик для пинг-понга, отборная крупная клубника, мускатные дыни. Все эти фрукты выращены в Японии, а продают их по крайне высоким ценам.

В Японии, где покупка и потребление фруктов связаны с социальными и культурными практиками, также регулярно проводятся аукционы, на которых финальная цена дынь, арбузов и клубники с местных ферм достигает десятков тысяч долларов.

Теперь несколько стартапов хотят заработать на этой традиции в США.

Прямиком из Японии

Японский стартап Ikigai Fruits доставляет фрукты премиум-класса в Соединенные Штаты. Сейчас компания экспортирует только три вида продукции: клубнику, дыни и, когда наступает сезон, мандарины сорта сацума (гибрид мандарина и помело). В планах — расширить ассортимент.

А пока за 450 г ярко-розовой клубники сорта Kotoka американцам придется заплатить $89, а три небольшие коробочки, в каждую из которых помещается по девять штук ягод трех разных цветов, — $780. Небольшая дыня обойдется в $120.

Такие расценки на ягоды и фрукты стартап объясняет уникальными условиями, в которых они растут. К примеру, японские фермеры, прежде чем начать самостоятельно выращивать особый сорт дыни с ярко-зеленой мякотью, которой часто заканчивают роскошные обеды, учатся почти два года. Известно, что их тренируют даже массировать плоды во время созревания.

Не менее важна и специальная технология обрезки, известная как ичибоку икка, что в переводе с японского означает «одно дерево, один фрукт». Фермеры оставляют на растении только один плод, которому и достаются все питательные вещества, отвечающие за сладость и вкус. Неудивительно, что выращенные таким способом дыни стоят очень дорого — в 2019 году пару таких роскошных экземпляров сорта Yubari King продали с аукциона за $45 тыс.

Конечно, не каждая дыня, виноград или клубника, выращенная в Японии, будет стоить сотни и даже тысячи долларов. Прежде чем попасть на аукцион, плоды должны пройти строгий отбор. В Стране восходящего солнца существует национальная система оценки продукции местных фермеров по различным параметрам: размеру, форме, содержанию сахара. В отдельных префектурах также есть уникальные критерии.

Так, в Сидзуоке, на южном побережье Японии, наивысший балл, который может получить мускусная дыня, обозначается как Fuji. Это похоже на три звезды Мишлен, присвоенные ресторану. Заслуживает такой статус, как правило, только один плод из тысячи, после чего его цена возрастает до 30 000 иен ($197) и выше.

С клубникой все еще сложнее. Известно, что она очень чувствительна к солнечному свету, жаре, сухому воздуху и вредителям. Поэтому фермеры предпочитают выращивать ее в закрытых теплицах, чтобы иметь возможность постоянно корректировать условия. Время сбора урожая не менее важно, так как от него зависит сладость. Чем дольше ягоды остаются на плодоножках, тем слаще они становятся, поскольку в процессе фотосинтеза вырабатывается больше глюкозы. Только сладкая клубника идеальной формы оказывается на аукционах, где ее цена может доходить до 500 тыс. иен (более $3 тыс.) за штуку.

Но сбор полностью созревшей клубники создает проблемы при транспортировке в другие страны. Поэтому каждую ягоду внимательно осматривают, взвешивают и бережно упаковывают. Даже небольшое повреждение портит товарный вид и приводит к появлению плесени.

Глава Ikigai Fruits Асаяма Харуюки говорит, что вопрос доставки нежных фруктов из Японии американскому потребителю — один из самых сложных. Чтобы плоды сохранили свою свежесть, их упаковывают в коробки со льдом и перевозят в специальных самолетах-рефрижераторах. На то, чтобы дорогостоящий продукт попал с грядки на стол покупателю, уходит от одной до двух недель.

Премиальная клубника из Южной Кореи и Нью-Джерси

Япония — не единственная страна, которая поставляет элитные фрукты в Соединенные Штаты. Южнокорейскую клубнику сорта Gold Berry, которую с января 2024 года поставляет в Америку компания On Berry, уже оценили шеф-повара различных ресторанов. Юндзи Ли из нью-йоркского Lysée был одним из первых, кто использовал «сладкие, как конфета» ягоды в своих десертах.

Сейчас «роскошная» продается по $25 за упаковку, вмещающую от 8 до 15 ягод. Это значительно дороже $6, которые просит за такую же коробку калифорнийский бренд Driscoll's. Но американцы готовы переплачивать за премиальный товар, выращенный по особой технологии.

Высококачественную, но чуть менее дорогую клубнику выращивают по японской технологии в городе Керни, штат Нью-Джерси с 2017 года. Тогда Хироки Кога, который занимался сельским хозяйством на родине, стал соучредителем вертикальной фермы Oishii.

Предприятие специализируется на выращивании клубники сорта Omakase, которую затем продают в коробочках по $50 за восемь штук. Чтобы ягоды получились особенно сладкими, на ферме для них создают «идеальный день» при помощи светодиодных ламп, кондиционеров и роботов для контроля созревания.

Сейчас премиальную клубнику с фермы Oishii можно купить в магазинах в Нью-Йорке или попробовать в дорогих ресторанах, где ягоды идеальной формы и сладости стали одним из любимых ингредиентов шеф-поваров.

На вертикальных грядках Oishii растет не только клубника, но и томаты черри. В планах руководителя фермы еще больше расширить производство, чтобы удовлетворить спрос на премиальные овощи и фрукты. «Самая большая проблема, с которой сталкивается отрасль в последние несколько лет, — недостаток предложения по сравнению со спросом на рынке», — говорит Кога.

Он отметил, что премиальную клубнику и томаты просят привезти покупатели не только из Нью-Йорка, но и из других американских городов. Чтобы удовлетворить спрос, руководство компании решило увеличить объемы производства. В то время как другие вертикальные фермы закрываются из-за нерентабельности, Oishii привлекла $134 млн в рамках финансирования серии B. Главными инвесторами стали японский телекоммуникационный гигант NTT, разработчик робототехники Yaskawa Electric Corporation, банк Mizuho Bank и венчурная фирма, специализирующаяся на фудтехе Bloom8.

В планах Кога не просто увеличить объемы выращиваемой продукции и ее ассортимент, но и автоматизировать каждый процесс — от проращивания семян до сбора урожая, упаковки и отгрузки. Такой подход поможет снизить затраты и решить проблему с нехваткой сотрудников.

С надеждой на Запад

Фрукты и ягоды в азиатской культуре — это не просто часть рациона. Элитные дыни, клубнику и виноград принято преподносить дорогим гостям, близким родственникам и бизнес-партнерам. «В Японии роскошные плоды считаются предметом роскоши и играют важную роль в тщательно продуманном ритуале вручения подарков», — объясняет декан Висконсинского университета в Мадисоне, США, Соен Шим.

Для выращивания премиальных фруктов и ягод применяются трудоемкие технологии, которые со временем могут быть утеряны. Сельское хозяйство Японии приходит в упадок из-за старения населения и отсутствия преемников — молодежь не хочет заниматься фермерством. И если в 2020 году отрасль оценивалась в 8,9 трлн иен ($60 млрд), то, по подсчетам Исследовательского института Mitsubishi, к 2050 году от этого показателя останется меньше половины.

Сокращение потребления премиальных фруктов внутри страны из-за быстрого старения населения тоже негативно сказывается на сельском хозяйстве. «Внутреннее потребление роскошных японских плодов снижается, поэтому правительство стимулирует экспорт», — говорит консультант по продуктам питания Такахиро Хираиси. Продажа элитной продукции в другие страны позволит не только поддержать отрасль, но и поможет привлечь больше молодежи к фермерству и сохранить традиционное сельское хозяйство.

Источники: Bloomberg, FoodNavigator USA, CNBC