MapMakers - «Сами работайте за такие деньги»: как тактично отказаться от оффера от 15.11.2023

Новости

«Сами работайте за такие деньги»: как тактично отказаться от оффера

Почему вообще важно сформулировать свой отказ, а не просто прекратить диалог с работодателем без объяснения причин? Потому что это будет грубым нарушением этики делового общения и вызовет негативную реакцию у собеседника. И, безусловно, бросит тень на вашу репутацию.

В рекрутменте есть понятие «трудовой гостинг» (от англ. ghost — «привидение») — внезапное исчезновение соискателя, когда он на каком-либо этапе перестает отвечать на звонки и сообщения.

Это может показаться мелочью, однако такое поведение может навредить вам:

  • возможно, в будущем вы будете претендовать на другую вакансию в той же компании, но рассматривать вашу кандидатуру уже не станут;
  • человек, которого вы проигнорировали, может встретиться вам при трудоустройстве в другую организацию;
  • он может быть знаком с другими нанимателями и поделиться с ними этим негативным опытом;
  • если речь идет о кадровом агентстве, то рядом с вашим именем в базе может появиться отметка о неудачном опыте взаимодействия, которую увидят многие рекрутеры.

Словом, гостинг может сыграть роковую роль в процессе трудоустройства. А грамотная коммуникация с рекрутером, напротив, способна стать бустером карьеры.

Как отказать

Давать обратную связь, лучше всего используя «принцип сэндвича», то есть составить свое сообщение из трех частей:

  • что вам нравится,
  • что не подходит,
  • что вы предлагаете с этим сделать.

Важно начать и закончить на позитивной ноте. То есть как бы обернуть ваш отказ в позитивное начало и благоприятный финал. Например, так:

  • подчеркните ценность: «Я был рад получить от вас предложение о трудоустройстве» или «Ваша компания — привлекательное место работы»;
  • расскажите о своем отношении к ситуации. При этом выражайтесь конкретно — объясните причину отказа, но сделайте это тактично, без критики. Для этого лучше использовать «я-сообщения»: говорить о себе, а не о том, что не так с вакансией, например: «К сожалению, мне не вполне подходят озвученные условия работы. Я рассматриваю более высокий уровень оплаты труда»;
  • подытожьте — можно поблагодарить и выступить с предложением или инициативой, например: «Если в будущем у вас будут другие вакансии, подходящие под мой запрос, буду рад их рассмотреть».

Таким образом вы:

  • создадите комфортную среду для отказа;
  • проявите себя как эффективный коммуникатор, что является важным навыком;
  • зарекомендуете себя как человека, который четко понимает, чего хочет, и идет к намеченной цели;
  • оставите возможность для продолжения общения в будущем;
  • не исключено, что тут же получите более привлекательное предложение, потому что объясните причину отказа — и работодатель, может быть, пойдет навстречу вашим пожеланиям.

Как выбрать момент для отказа

Еще один важный нюанс — объявить о своем решении вовремя. С одной стороны, важно не торопиться, взвесить все за и против. Если вас что-то смущает, уточните детали, задайте дополнительные вопросы, соберите больше информации об условиях и работодателе в целом. Определите собственные приоритеты на настоящий момент. Возможно, даже при наличии некоторых недостатков вакансия позволит достичь определенных целей и станет трамплином для будущей карьеры. Отказываться стоит после того, как вы окончательно убедитесь, что полученное предложение вам не подходит и вы сможете найти более привлекательный вариант.

С другой стороны, не надо затягивать. Если вы откажетесь в последний момент, это вызовет недоумение у работодателя. У него может создаться впечатление, что вы думаете только о личных интересах и не осознаете ответственности перед другими. Например, если оффер уже был принят вами, другие кандидаты получили отказ — и компания начала процесс вашего оформления.

Качественное завершение общения не менее важно, чем весь предыдущий процесс взаимодействия. Говорить нет — нормально, но важно уметь это делать. Создавая ситуацию win-win, в которой вы закончите диалог на позитивной ноте, вы проявите себя как человека, с которым хочется иметь дело. Это будет вкладом в вашу репутацию и может повысить вашу ценность как кандидата на рынке труда.