MapMakers - Почему Nestle и Mars будут держаться за рынок России до последнего от 14.11.2023

Новости

Почему Nestle и Mars будут держаться за рынок России до последнего

В реальном секторе экономики для отечественных производителей открылись новые возможности. Рынки, например автомобилей, одежды, парфюмерии, из-за ухода иностранных компаний сильно просели. Однако на кондитерском фронте, можно сказать, до сих пор без перемен. Ушли только Lindt и Fazer, но они и не были ключевыми игроками, в отличие от таких гигантов, как «Нестле Россия», «Марс», «Мон’дэлис Русь» и «Ферреро Руссия». Эти четыре компании как были, так и остаются лидерами российского кондитерского рынка. Почему так случилось? И где российские игроки?

Да, эти иностранные компании создали некий визуальный эффект ухода из страны: не проводят маркетинговых и рекламных кампаний, не инвестируют в развитие производства ― но при этом продолжают владеть заводами в России. В 2022 году российская выручка этой четверки составила 510 млрд руб., тогда как остальные 88 работающие в стране кондитерские компании за тот же период заработали суммарно 284,25 млрд руб., что почти вдвое меньше.

Общая выручка участников рынка в прошлом году по сравнению с 2021 годом выросла на 13,2%. Получается, что российский кондитерский рынок растущий и перспективный — а кто откажется от бизнеса, приносящего прибыль? Но не все так просто. Особенно сейчас.

Вырастут цены на сырье

Основное сырье для шоколада ― какао-бобы. Цены на них уже находятся на пике за последние 40 лет и за этот год выросли на 100% из-за курса валют, но не только из-за него. Это биржевой продукт, поэтому у роста цен много факторов. Например, крупнейшие мировые поставщики какао-бобов: Кот-д’Ивуар и Гана ― уже лишились одной пятой урожая из-за плохой погоды и болезней деревьев. Более того, по прогнозам, проблемы с поставками сохранятся и в следующем году.

Конечный потребитель еще несильно ощутил этот рост цен на собственном кармане, поскольку крупные производители пока используют старые запасы сырья. Хотя уже сейчас цены на шоколадную продукцию выросли на 10–20%. Это притом, что пока действуют ранее заключенные контракты, в которых зафиксированы старые цены на какао-бобы. А вот когда в следующем году придет время заключать новые, всплакнут и кондитеры, и покупатели.

В 2024 году цены на шоколад вырастут на 50%. В первую очередь это коснется горьких сортов с содержанием более 60% какао. Очевидно, что и расходы производителей увеличатся. Поэтому им придется прибегать к новым уловкам. Например, уменьшать массу шоколадки — не 100 г, а 75, оставляя при этом прежнюю цену, как уже поступают производители других товаров и напитков. Или пересматривать ассортимент, делая ставку на товары с большей маржой. Многие компании из-за сложностей с сырьем и логистикой уже вывели некоторые позиции из своих продуктовых линеек и сократили ассортимент.

Искать какие-то выходы из кризиса, который, к сожалению, ждет нас на кондитерском рынке, будут все, включая потребителей. Предполагается, что продажи шоколадной продукции упадут на 10–15%, а потребители перейдут на более дешевые шоколад и конфеты.

Нехватка кондитеров

Но главная проблема даже не в растущих как на дрожжах ценах, а в дефиците кадров. Найти высокопрофессиональных специалистов и технологов было сложно всегда, а сейчас и вовсе: одни уехали из страны, других конкуренты переманили более высокой зарплатой, третьи вернулись в свои регионы, где появились рабочие места, и уже не стремятся возвращаться на заработки в крупные города. Плюс отток мигрантов, старение кадров на производстве, демографическая яма 1990-х и т.п. Впрочем, это проблема не только «сладкого» бизнеса: в этом году, по данным «Мониторинга предприятий» Центробанка РФ, отечественные производители испытали наибольшую за последние четверть века нехватку персонала.

Вход дороже

Логично, что в нынешних реалиях существенно изменились и условия входа на рынок: необходимо закупать больше сырья, нет никаких отсрочек по платежам, есть колоссальный рост цен. В итоге сегодня для запуска нового кондитерского бизнеса в России нужен стартовый капитал в два-три раза больший, чем раньше: не менее $3 млн, если речь идет о среднем производстве, и $200 тыс., если мы говорим о малом бизнесе.

Внушительный стартовый капитал, рекордные цены на сырье, увеличивающийся кадровый голод, нестабильная геополитическая ситуация… При таких вводных очевидно, что инвестировать в «сладкий» бизнес сейчас не лучший вариант. Никто и не стремится.

Терпеть до последнего

Но существующие игроки остаются на рынке. Более того, будут терпеть, выходить «в ноль», переориентировать производство, но стараться сохранить бизнес. Кондитерский рынок развивается с каждым годом, прибыль растет. Да, есть временные трудности, но они нефатальные. Кондитерские изделия всегда имеют высокий спрос, а шоколад ― одно из самых популярных лакомств среди россиян, да и во всем мире. Тем более что можно сделать акцент, например, на горький, молочный или цветной шоколад с меньшим содержанием какао-бобов и «поиграть» с сахаром и молоком.

Более того, многие отечественные производители с удовольствием купили бы иностранную компанию ― отлаженный и эффективный бизнес с огромными оборотами. К тому же цена могла бы быть довольно приятной: как показывает практика в других областях экономики, уходящие иностранные компании продаются ниже рынка.

Но кондитерские «иностранцы», повторюсь, будут терпеть до последнего, а если и покинут российский рынок, то не по экономическим, а по политическим причинам.