MapMakers - Израиль уже не будет прежним: что ждет экономику страны после войны от 14.11.2023

Новости

Израиль уже не будет прежним: что ждет экономику страны после войны

Нападение на Израиль заставило страну перейти на военное положение. Многие магазины закрылись, в компаниях часть сотрудников были мобилизованы в армию, некоторые фирмы (например, те, которые занимаются кибербезопасностью) стали работать на правительство. Помимо этого, закрылась часть правительственных учреждений, другие изменили часы работы.

Взрослые люди в Израиле привыкли к перманентному военному конфликту и всему, что с ним связано. Но то, что случилось, стало для всех полным шоком. Самые дальновидные начинают задаваться вопросом, что будет с Израилем после окончания конфликта, как изменится страна.

Попробуем разобраться.

Как менялись ключевые экономические показатели Израиля

Возьмем несколько ключевых показателей: размер расходов на оборону, ВВП, динамику цен на недвижимость, показатели инновационного и венчурного секторов — и посмотрим, что происходило с ними в последние годы, в том числе и после крупного военного конфликта — Второй ливанской войны. Мы берем для сравнения именно этот военный конфликт, поскольку он пока хоть и отдаленно, но все же напоминает происходящее.

Напомним, что в 2006 году «Хезболла», которая тогда (да и сейчас) фактически контролирует южные районы Ливана, нанесла ракетно-минометный удар по территории Израиля и напала на военный патруль. Вскоре стычка переросла в широкомасштабные боевые действия, которые продолжались чуть больше месяца. С израильской стороны погибли 44 гражданских лица и 121 военный. Масштабы, конечно, несопоставимы, но общая фабула похожа: обстрелы, захват заложников, стремление нанести максимальный урон Израилю, не считаясь со своими потерями и абсолютной бессмысленностью с точки зрения цивилизованного человека всей операции.

Оборонные расходы. Бытует мнение, что оборонные расходы Израиля необоснованно высоки — это около $24,3 млрд, или 5,1% от ВВП. Это и правда немало, однако далеко не рекордный показатель как в абсолютных цифрах, так и в процентном соотношении. Например, Алжир и Саудовская Аравия тратят на оборону 6% и 8,5% ВВП. К тому же в середине 1970-х годов оборонные расходы Израиля достигали 30% от ВВП. Можно сказать, что израильская экономика сейчас в значительно меньшей степени работает на обеспечение военного потенциала.

Рост экономики. В последние два десятилетия экономика Израиля показывала устойчивый рост. Так, в 2000 году размер ВВП составлял $136 млрд. К концу 2022 года этот показатель вырос почти вчетверо — до $522 млрд. Даже в 2006 году, в период Второй ливанской войны, экономика показала рост на 5,58%. В последующие годы операции, проводимые Армией обороны Израиля, также не оказали существенного влияния на экономическую ситуацию. Более того, согласно оценкам многих международных организаций, экономика Израиля продолжит свой рост и в последующие годы, а объем ВВП достигнет показателя $661,4 млрд к 2028 году.

Цены на недвижимость. Один из показателей привлекательности экономики — динамика цен на недвижимость, которая зависит от многих факторов, в том числе от спроса, платежеспособности покупателей, ключевой ставки, устанавливаемой Центральным банком страны. На протяжении многих лет индекс потребительских цен на жилье в Израиле устойчиво растет. К примеру, если отправной точкой взять 1993 год и принять цены этого года за 100 процентных пунктов, то к концу 2022 года цены на жилье составили 568 процентных пунктов, увеличившись за 30 лет в 5,68 раза.

Опять же рассматривая период 2006 года (Вторая ливанская война), мы не увидим сколько-нибудь существенного отката уровня цен. Та же тенденция наблюдалась в 2012 году (операция «Облачный столп»), в 2014 году (операция «Нерушимая скала»), а также в 2021 году, во время очередного израильско-палестинского кризиса.

Риелторы сейчас отмечают рост спроса на квартиры большой площади, и этим во многом обусловлен серьезный спрос на квадратные метры. Это, в свою очередь, говорит о том, что покупатели рассматривают приобретение жилья как способ инвестировать свои деньги в надежный актив.

Инновационный сектор. ИТ-бизнес играет весьма существенную роль в экономике страны. Если в середине 1990-х годов продукция в сфере компьютерных технологий и другие высокотехнологичные отрасли составляли 19,5% от экспорта, то к 2006 году этот показатель увеличился до 34,7%. Вторая ливанская война не оказала существенного влияния на развитие сферы высоких технологий, и к 2009 году ее доля в экспорте страны увеличилась до 40,7%.

Несмотря на мировой кризис 2008–2009 годов и связанное с ним падение экспорта, высокотехнологичные отрасли продолжали расти. Рос и вклад сектора в ВВП Израиля, составляя около 9% в указанный период.

Другие потрясения также не сказались на ИТ-секторе. Так, в 2012 году (операция «Облачный столп») стоимость произведенной продукции в сфере высоких технологий составила около 120 млрд шекелей ($31 млрд по курсу на 12 ноября 2023 года, около 13% от ВВП), в 2014 году (операция «Нерушимая скала») показатели сохранялись примерно на том же уровне. Следующей индикаторной точкой можно назвать 2021 год — период очередного израильско-палестинского обострения. В этот год стоимость высокотехнологичной продукции составила около 215 млрд шекелей ($55,5 млрд), или 15% от ВВП. В тот же период вклад продукции указанного сектора достиг 54% от общего размера экспорта. Таким образом, экономика Израиля остается ориентированной на инновации.

Невозможно говорить о сфере высоких технологий и не коснуться темы развития стартапов. Израиль называют страной стартапов, и не безосновательно. Здесь работают тысячи компаний, созданных для продвижения инноваций в различных областях. В последние годы происходило увеличение их количества. Так, в период с 2015 по 2020 год количество стартапов в Тель-Авиве увеличилось с 1985 до 2613 (рост на 32%), в Иерусалиме — с 390 до 465 (рост на 19%), в Хайфе — с 298 до 339 (рост на 14%).

Помимо этого, происходило увеличение объемов инвестиций, привлеченных стартапами. Согласно имеющейся статистике, компании привлекли примерно $9,5 млрд в 2019 году, через год (в период пандемии коронавируса) объем инвестиций составил около $12 млрд, а в 2021 году, несмотря на обострение израильско-палестинского конфликта, инвестиции, привлеченные стартапами, достигли объема $27 млрд.

За счет чего удалось добиться роста

Развитие инновационной экономики — следствие проводимой десятилетиями политики. Первая масштабная программа по развитию ИТ-сектора (она называлась Yozma) стартовала в 1993 году. Тогда был создан государственный венчурный фонд объемом $100 млн, по тем временам это было немало. Через несколько лет успешной работы, в 1998 году, программу было решено приватизировать.

Правительство начало активное привлечение частных венчурных инвестиций, в том числе иностранных. Оно предлагало инвесторам, вкладывающимся в ИТ-компании, пониженные налоговые ставки и различные налоговые вычеты. Центробанк Израиля под руководством Стэнли Фишера в 2000-е годы проводил разумную экономическую политику, суть которой была довольно проста: в «спокойное» время бюджетный дефицит старались максимально сократить, урезая государственные расходы. Такой подход стал одним из главных факторов экономического роста. Стремление соблюдать финансовую дисциплину, максимально уменьшать бюджетный дефицит привело к тому, что к концу 2021 году показатель государственного долга сократился до 68% ВВП, в то время как в начале столетия он составлял 110%.

Реформы в области экономики шли и в недавнем прошлом. Так, в 2018–2019 годы правительство снизило пошлины на ряд импортируемых товаров, в том числе на электронику, текстиль и бытовую технику. Кроме того, урезало расходы на содержание бюрократического аппарата. В 2018 году было решено ликвидировать монополию электроэнергетической компании и приватизировать порядка 40% ее производственных мощностей, чтобы стимулировать конкуренцию и в конечном счете обеспечить потребителей, в том числе и промышленность, более дешевой электроэнергией.

Еще одним направлением работы правительства стала подготовка квалифицированных кадров. Было увеличено финансирование программ профессиональной переподготовки, а также образовательных программ среди групп населения, слабо представленных в экономике, например ультраортодоксов (харедим), а также арабского населения Израиля.

Что дальше

Нет никаких сомнений, что подобный подход стимулирования экономики за счет государственных ресурсов будет применен и после окончания войны. Уже сейчас в парламенте Израиля обсуждается ряд программ по восстановлению бизнеса в южных районах страны и поддержке пострадавших отраслей. Скорее всего, правительство компенсирует многим компаниям расходы, которые они понесли вследствие мобилизации сотрудников, а также сокращения количества и объемов заказов и т.д.

Думаем, что в долгосрочном периоде израильская экономика выйдет на новый этап и покажет устойчивый рост. Обширные экономические связи государства с другими странами, инвестиционный климат и нацеленность производственного сектора на широкое внедрение инноваций позволяют в значительной мере уменьшить влияние негативных факторов.